Официальный сайт

07 января 2023 г.

Митрополит Митрофан совершил богослужение в Рождество Христово

Рождество Христово в Богоявленском кафедральном соборе ГорловкиВ праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.

За богослужением пели хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова, молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук и детский хор соборного храма под руководством Татьяны Щевелевой.

По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к горожанам с кратким поздравительным словом:

«Мы празднуем Рождество Христово в непростое время. Многие из наших собратьев — священников, диаконов, монашествующих — несут исповеднический подвиг. Кому-то не дают служить в храмах, кому-то угрожают, у кого-то проходят обыски. Несмотря на внешние обстоятельства, праздник Рождества соединяет нас с Самим Богом.

Истина не определяется силой или большинством на голосовании. Спаситель приходит в мир и становится Человеком не среди воплощений мощи, силы, власти или торжества человеческого могущества. Он рождается в убогой пещере, в хлеву среди скота, и с этого места начинает Своё служение здесь, на земле.

Истина не нуждается ни в чём, потому что она самодостаточна. Истину не нужно защищать. Истине не нужно покровительствовать. О ней не нужно заботиться и переживать: нет ничего на белом свете, что бы могло встать против истины и победить её, потому что Бог Сам есть Истина. Он Сам о Себе сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6).

Мы благодарим Бога за то, что Он дал нам возможность обрести Истину в вифлеемских яслях, поклониться Ей вместе с волхвами, пастухами и ангелами, сделать хотя бы несколько шагов для того, чтобы мы могли о себе сказать, что мы Ей служим и мы идём вслед за Ней.

Всё то, что происходит сегодня, уже было в истории не один раз, но никогда не было так, чтобы Истину можно было победить. Господь предупреждал об этом Своих учеников: „Не бойся, малое стадо! (Лк. 12:32). Потому что в тебе Моё благоволение, благоволение Отца Небесного“. Сегодня услышать эти слова Спасителя для нас важно как никогда. Они в нашем сердце, и мы Ему продолжаем верить несмотря на те испытания, которые Он попустил для Своей Церкви, для каждого из нас.

Иногда кажется, что выбора нет и поступать нужно только так, как предлагают сложившиеся непреодолимые обстоятельства. Но это только кажется, выбор есть всегда. Если мы находимся среди тех счастливых, которые познали Истину, мы можем служить Ей даже ценой собственной жизни. Никогда никто из тех, кто выбрал Истину и пошёл вслед за Ней, не был посрамлен Самой Истиной, потому что Господь о таких сказал: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:12).

Я всех вас поздравляю с Рождеством Христовым! Это праздник для тех, кто не боится делать добро, кто любит Бога, кто с любовью относится друг к другу. Как бы много ни было зла и каким бы сильным оно ни казалось, всегда будут те, кто захочет служить добру, правде и Истине. Дай Бог, чтобы поступками, словами и трудами каждого из нас добра и правды в этом мире становилось больше!

Никогда не нужно унывать и отчаиваться, никогда не нужно забывать о том, что Господь Своей силой даже через малое стадо сможет сотворить то, что невозможно сделать только человеческими силами. С теми, кто служит Богу, всё будет хорошо. Мы сегодня слышим и будем слышать во все эти дни, что с нами Бог, и пусть эти слова отзываются надеждой и радостью в сердце каждого из нас!»

После богослужения горожан поздравили с Рождеством Христовым воспитанники воскресной школы, детский и молодёжный хоры собора. Юные исполнители получили подарки из рук владыки.

 

Фото протодиакона Михаила Ильчука

Рождественский сочельник в Богоявленском кафедральном соборе ГорловкиВ навечерие Рождества Христова митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил праздничное всенощное бдение с литиёй в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики храма.

Богослужебные песнопения исполняли хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова, молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук и детский хор соборного храма под руководством Татьяны Щевелевой. По окончании богослужения хор духовенства и молодёжный архиерейский хор Богоявленского собора под руководством Ольги Ильчук исполнили рождественские канты.

Митрополит Митрофан призвал встретить Рождество Христово молитвой и добрыми делами:

«Если кому-то ещё грустно, если кто-то ещё не успел почувствовать, что мы в преддверии праздника, самое время вознести Богу искреннюю, горячую молитву, сделать доброе дело ради ближнего, открыть свою жизнь навстречу Богу. Когда молитва и доброта — не просто слова, а конкретные действия, они становятся дорогой, которая приводит нас к Спасителю, лежащему в яслях, нас ради человек и нашего ради спасения ставшему Человеком. Пусть эта встреча состоится в душе и сердце каждого из нас! Пусть эта радость горит ярким огнём не только в сегодняшнюю ночь, но и во все святые дни!»

 

 

Икона РождестваВ первые три века жизни Новозаветной Церкви Рождество Христово отмечалось вместе с Крещением. Общий праздник назывался Богоявление и был посвящён воспоминанию событий прихода Спасителя в мир и Его выхода на проповедь после крещения в Иордане. Помимо праздника Богоявления в Церкви существовали лишь два — Воскресения Христова и Пятидесятницы.

В противовес шумным языческим празднествам, в эти дни строго держался пост. Оглашенные (наставляемые в вере) в вечер накануне этих трёх дней года принимали таинство Крещения. До сих пор на пасхальной, рождественской и крещенской литургиях мы слышим крещальное песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» и видим белые богослужебные облачения, напоминающие об этом.

Двойному значению праздника Богоявления способствовало распространённое в то время мнение, что Господь крестился во Иордане в день Своего Рождения. Мнение это основано на стихе Евангелия от Луки, где говорится, что, начиная Свое служение, Иисус<…> был лет тридцати (Лк. 3:23). Сам праздник Богоявления изначально совершался шестого числа первого месяца года.

О дате Рождества в то время велись споры, поэтому изначально дата празднования была выбрана символически. В шестой день первого месяца первого года, начиная от сотворения мира, согласно книге Бытия, был создан первый человек — Адам. Время рождения Христа, нового Адама, поэтому также отмечалось в день, когда был сотворен Адам ветхий, то есть 6 января — первого месяца года. По старому стилю и сейчас в Православной Церкви в этот день празднуется Богоявление.

Как и Пасха, событие Рождества Христова вспоминалось в Церкви каждый воскресный день, а также в другие дни, при совершении проскомидии (во время которой жертвенник символизирует вертеп, дискос — ясли, звездица — Вифлеемскую звезду, отсюда и название; Чаша, кадильница и фимиам — дары волхвов, а молитвы и славословия — поклонение Младенцу), на раннехристианских агапах («вечерях любви», во время которых совершалась Евхаристия). О Рождестве говорилось в проповедях, вместе с Благовещением поклонение волхвов Младенцу Христу было самым распространенным сюжетом иконописания первых веков.

В катакомбах с I века встречалась и восьмиконечная вифлеемская звезда, нередко её помещали над образом Пресвятой Богородицы и на изображениях Крещения Господня.

После окончания эпохи мученичества в конце ІІІ — начале ІV века у Церкви появилась возможность отмечать праздники более торжественно. Постепенно исчезает пост в эти дни. В IV веке в Палестине Богоявление празднуется целых восемь дней.

В богослужебной жизни Церкви, которой теперь не надо было скрываться в катакомбах, появляется большее число празднуемых событий. Праздник Рождества Христова постепенно отделяется от Богоявления, за последним сохраняется смысл праздника Крещения. Раньше всего это происходит в Римской Церкви, в 337-352 годах. Дата Богоявления сохраняется прежней — 6 января, а для праздника Рождества Христова устанавливается особый день.

Незадолго до 6 января, а именно 25 декабря, язычники отмечали день зимнего солнцестояния, известный как Natalis Invicti — «рождение непобедимого (солнца)». Желая искоренить языческие традиции, связанные с этим днём, среди новообращённых христиан, Церковь постановила отмечать 25 декабря рождение Спасителя мира, противопоставив это событие «рождению» языческих богов.

Примечательно, что в Александрии в этот день был языческий праздник Кикелий, в римском календаре Филокала праздновался день рождения императора, считавшегося одним из богов. 25 дня месяца тевет (декабрь) в Израиле отмечалось обновление Храма. Всё это послужило тому, что праздник Рождества Христова во многих областях стал совершаться именно в этот день.

Аргументом в пользу того, что действительное событие рождения в мир Спасителя случилось именно в этот день, служит недавно открытая часть комментария святого Ипполита Римского на книгу пророка Даниила, составленного в ІІІ веке, где есть замечание: «Первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 декабря в среду, в 42 г. Августа, от Адама в 5500 г.».

До сих пор службы Рождества и Крещения Господня похожи. Дни между ними — праздничные и именуются святками (святыми днями) — отголосок того, что некогда они составляли одно празднество явления Бога в мир.

Цитата дня

«

Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100