09 января 2022 г.
По запричастном стихе с проповедью к горожанам обратился клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки иеромонах Агафодор (Поляков). Он отметил, что радость Рождества не заканчивается на святках — Христос пришёл для того, чтобы даровать нам её навек:
«Чудо, которое мы воспеваем в дни святок, — радость о том, что Бог здесь, с нами, — это та перспектива, которой мы можем достичь. Мы можем, согласовывая нашу жизнь с Богом, не закончить её здесь через несколько десятилетий, но жить вечно с Ним, в вечной радости и ощущении благодати Божией».
По окончании богослужения митрополит Митрофан обратился к прихожанам с архипастырским словом. Владыка отметил, что только Христос может сделать нас по-настоящему счастливыми:
«Счастливым человека делают не социальные достижения, а умение жить без греха. Вифлеемские пастухи стояли в самом низу социальной лестницы, но им открылась истина о том, что Бог стал Человеком и пришёл в мир. Нам эта истина тоже может открыться, если мы откроем своё сердце навстречу ей. Всеобъемлющая радость Рождества Христова напоминает нам о высоком звании человека и о том, что в очах Божиих каждый из нас наделён высочайшим достоинством: мы — любимое творение Божие».
По запричастном стихе и по окончании литургии хор собора исполнил колядки.
Как и в Неделю святых отец, которая идёт перед Рождеством, в этот день вспоминаются святые предки Господа Иисуса Христа по плоти — праведный Иосиф Обручник, Иаков, брат Господень, а также святой царь и псалмопевец Давид.
Царь Давид — предок Девы Марии, происходящий из колена Иуды. О рождении Христа из царского рода Давида предсказывали многие пророчества Ветхого Завета:
Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое (Быт. 49:10-11).
Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это (Ис. 9:6-7).
И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис. 11:1-2).
О воцарении потомка Давида в вечном Царстве говорят многие псалмы.
О простом пастухе из Вифлеема Давиде, победившем великана Голиафа в бою с филистимлянами, а затем ставшем израильским царём, повествуют книги Царств и Хроник (Паралипоменон). Царь Давид составил 78 псалмов. Он перенёс скинию в Ковчег Завета в основанную им столицу — Иерусалим — и учредил порядок богослужений и пения псалмов при совершении жертв. Его мечтой было построить величественный храм Богу, однако эту мечту царя и псалмопевца исполнил лишь его сын царь Соломон.
Иосиф Обручник также происходил из рода царя Давида. Будучи родом из колена Иуды, он, тем не менее, жил не в Иудее, а в Назарете, бедном городке на берегу Галилейского моря, где был плотником. Он был престарелым вдовцом. От брака с первой супругой Соломонией у него было шестеро уже взрослых детей: четыре сына и две дочки.
Иосиф взял в обручение юную деву Марию, будущую Матерь Спасителя, как не пожелавшую вступать в брак, и стал хранителем Её девства. В те времена закон запрещал женщине жить одной: чтобы обладать какими-то правами, она юридически должна была иметь мужа или быть вдовой — тогда после смерти супруга она имела право распоряжаться его имуществом, до тех пор, пока оно не переходило к выросшему сыну. Мария помогала Иосифу в ведении хозяйства: пожилому человеку сложно было самому справляться с домашними делами.
Евангелия заканчивают упоминать об Иосифе Обручнике после эпизода с оставлением двенадцатилетнего Иисуса в Иерусалимском храме, где Он поучал фарисеев. Предание говорит о том, что престарелый Иосиф скончался вскоре после двенадцатилетия Иисуса, в возрасте около ста лет.
Святой апостол Иаков, брат Господень, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Согласно преданию, он сопровождал святое семейство во время бегства в Египет и оставался там вместе с Богомладенцем Иисусом, Девой Марией и Иосифом, служа им, а затем с ними вернулся в Иудею.
Тем не менее, во время земной жизни Спасителя он так и не смог поверить в то, что Иисус — обещанный Мессия. Лишь после Воскресения Христа он становится пламенным проповедником, а позже — первым епископом Церкви Христовой в Иерусалиме.
В отличие от Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова, и Иакова Алфеева, вошедших в число двенадцати апостолов, он причислен к апостолам от 70-ти, то есть к ученикам святых апостолов. Как и другие ученики Христовы, он окончил свою жизнь мученической смертью — был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и побит камнями около 62 года.
Большинство библеистов признают Иакова автором Послания Иакова, входящего в состав Нового Завета. Он также составитель литургии апостола Иакова, которая до сих пор совершается в в некоторых Православных Церквях и некоторых епархиях Русской церкви один или несколько раз в год — 5 ноября, в день памяти апостола Иакова, а также 8 и 17 января.