19 марта 2023 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Неделю Крестопоклонную
В Неделю 3 Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
За богослужением пели хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова, молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук и детский хор соборного храма под руководством Татьяны Щевелевой.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился священник Кирилл Щевелев. Он напомнил, что спасение каждого верующего во Христа совершается здесь и сейчас — за Божественной литургией:
«Каждый раз за Божественной литургией мы приобщаемся Крестной Жертве Спасителя через таинство Евхаристии. Через Причастие мы соединяемся со Христом и с той тайной нашего спасения, которая совершилась через пришествие в мир Спасителя, Его страдания и Воскресение».
По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к собравшимся горожанам с кратким архипастырским словом, в котором отметил, что силой Креста страдания, которые мы переживаем на земле, перестают быть страданиями:
«В сегодняшнем евангельском чтении звучат такие слова: „Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее“ (Мк. 8:34-35).
В Священном Писании есть то, что нам очень нравится, что приятно и легко читать, когда мы это применяем к себе самим: слова о Царстве Небесном, о любви Божией, о всепрощении, о награде на Небесах и о вечной жизни. Но есть вещи, которые мы как будто не слышим, которые проходят мимо нашего уха, сознания и сердца. Нам не нравится нести крест, бороться со своими страстями, отказываться от своих грехов — и мы как бы не замечаем, что в Священном Писании об этом всём говорится как об условии, благодаря которому мы, следуя за Христом, становимся наследниками Царства Небесного и жизни вечной.
Нам кажется, что Царство Небесное — это то, что нам уже подарили, нам ничего не нужно делать, и это нас очень балует и расслабляет. С одной стороны, это так и есть, потому что Царство Небесное нельзя заслужить никакими постами, молитвами, бдениями — это подарок за ту Кровь, которую Господь на Кресте пролил, став Человеком и принеся Себя в Жертву за каждого из нас. Но есть и другая сторона: Царстве Небесном не может оказаться ничто нечистое и греховное.
Господь дал нам свободную волю. Если мы добровольно грех и нечистоту делаем частью своей жизни, то получается, что мы хотим в Царство Небесное это принести вместе с собой. Господь нам в течение земной жизни посылает страдания, скорби, испытания как некое горькое лекарство, чтобы мы могли очиститься от тех грехов, которые делают для нас невозможными общение с Богом и жизнь вечную.
Страдания мы всегда отвергаем, они всегда нам противны. Мы не хотим, чтобы была боль, скорбь, несправедливость, болезнь. Но Христос, будучи безгрешным и не имея необходимости в том, чтобы страдания стали частью Его жизни, вошёл в самую их глубину и в самое их сердце. Он по человеческой злобе, жестокости и несправедливости, ложному суду и неправедному обвинению претерпел страдания от тех, кому Он оказал больше всего благодеяний — от народа еврейского. Претерпел крайнюю степень неблагодарности, презрения и лицемерия — всего того, что больше всего человека ранит здесь, на земле.
Каждый раз, когда мы в нашей собственной жизни оказываемся там, где Он, когда с нами происходит что-то подобное тому, что произошло с Ним, мы не одни. Мы не можем сказать, что Бога с нами нет. Наоборот, именно в эти моменты Он ближе, чем когда-либо, к каждому из нас. Это удивительное свойство страданиям даровал Господь Своей земной жизнью, а больше всего — Крестной смертью.
Если мы, христиане, научимся воспринимать скорби, приходящие к нам независимо от нашего желания, как часть нашей жизни и Промысл Божий, который заботится о нашей вечности и о нашем спасении, они для каждого из нас приобретут совсем другой смысл. Это не значит, что их не станет. Это значит, что они перестанут быть орудием мучения и казни, а станут спасительными — такими, через которые мы становимся ближе к Богу. Дай Бог, чтобы мы с вами этому научились!
Крест посередине храма. Каждый из нас может поцеловать его и уйти ни с чем. А кто-то может сделать это с благодарностью и любовью к Богу за всё, что Он сделал для нас, и выйти с надеждой и той силой, которую Крест Животворящий даёт каждому человеку, который воспринимает его не как украшение, но как жертвенник, на котором Господь принёс Себя в жертву за грехи всего мира.
Борьба с грехом очень трудная и непростая, нам в этой борьбе не всегда удаётся быть победителями, но сила Креста помогает нам возрождаться вновь и вновь даже тогда, когда мы проиграли, не устояли и совершили какой-то грех. Силою Честнаго и Животворящего Креста Господь каждому из нас пусть поможет побеждать любое зло, грех и неправду, с которыми мы будем встречаться и внутри самих себя и вокруг, продолжить эти дни поста и встретить праздник Святой Пасхи!»
Накануне владыка совершил в соборе всенощное бдение с чином выноса Креста.
В середине Святой Четыредесятницы для духовного укрепления христиан, проходящих путь поста, в храме на аналое полагается крест, за богослужением совершается поклонение Честному и Животворящему Древу. Эта традиция восходит ещё ко временам апостольским.
Крест даёт живительную силу и благодать верующим, которые достигли уже середины поста и нуждаются в духовной поддержке для прохождения оставшихся дней Четыредесятницы. В Синаксарии (собрании толкований на праздники) Крестопоклонного воскресенья приводится ещё одно объяснение особого почитания Креста Господня в эти дни:
«Когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные; так же и Господь наш Иисус Христос, который хочет показать Свою победу над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди Себя Свой скипетр и царское знамя — Животворящий Крест, наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько это нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу».
Поклонение Кресту совершается всю неделю — он заносится в алтарь лишь в пятницу. Поэтому вся предстоящая седмица именуется Крестопоклонной.