Официальный сайт

27 сентября 2021 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе

Канун Воздвижения Креста ГосподняВ праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужило духовенство соборного храма.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Димитрий Абросимов. Он отметил, что, почитая Крест Христов, христиане должны выстраивать свою жизнь в соответствии с теми идеалами самопожертвования и бескорыстной любви, о которых он напоминает:

«Понять смысл праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня в первую очередь значит в нашей душе и сердце воздвигнуть, то есть поставить на первое место, те истины, которые проповедует Крест Христов».

По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к прихожанам с кратким архипастырским словом. Владыка напомнил о том, что основа наших отношений с Богом — это благодарность:

«С праздником всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня поздравляю всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин!

Крест Спасителя — это одна из величайших тайн во вселенной, потому что он стал жертвенником, на котором воплотившийся Бог, пришедший в мир как Человек, принёс Себя в жертву за грехи всего мира. Тайну Креста пытаются объяснить словами апостолы, святители, христиане многих веков и поколений, но нет таких слов, которыми бы можно было помочь сознанию проникнуть в глубину этой тайны до конца. Но то, что нельзя объяснить словами, чувствует человеческое сердце.

Крест Христов всегда был знамением победы христиан над злом, неправдой, ненавистью и враждой, грехом и смертью. Каждый из нас, в Таинстве Крещения став христианином, получил это знамение для того, чтобы носить его у себя на груди. Это не случайно, потому что то, что произошло на Кресте, касается лично каждого человека, когда бы он ни родился и где бы он ни жил. Именно эта жертва, которую Спаситель принёс добровольно за наши грехи, сделала нас наследниками жизни вечной, подарила нам победу над смертью, даровала нам Царство Небесное и жизнь вечную.

Каждый из нас может, захотев быть с Богом, стать наследником этих великих благ. Мы все носим крест у себя на груди, а священники ещё и поверх своей одежды, для того чтобы свидетельствовать, что наша жизнь посвящена Богу, Который ради нас кровь пролил на этом жертвеннике.

В сегодняшний день я хотел бы попросить каждого делать одну простую вещь. Каждый день, когда мы утром просыпаемся, взять крестик, который у нас на груди, перекреститься, поцеловать и не просить ничего, а просто поблагодарить Спасителя за то, что Он эту жертву принёс для каждого из нас, а вечером, когда ложимся спать, тоже взять крестик в руки, перекреститься, поцеловать его и снова сказать Богу „спасибо“ за то, что Он нам подарил возможность не только этой временной жизни, но и прощения грехов и жизни вечной.

Благодарность — это основа любых отношений. Пусть каждый раз, когда мы будем брать в руки крест, который мы носим у себя на груди, каждый раз, когда мы будем к нему прикасаться, сердце наполняется этим святым и великим чувством, без которого невозможно построить никаких отношений с Богом.

С праздником всех вас поздравляю! Пусть сила Честнаго и Животворящего Креста осенит всех вас!»

 

Фото протодиакона Михаила Ильчука

Накануне вечером митрополит Митрофан совершил в Богоявленском кафедральном соборе всенощное бдение с литиёй и чином воздвижения Креста. Ему сослужили клирики храма.

 

Фото протодиакона Романа Стёпина

Воздвижение Животворящего Креста ГосподняПраздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в честь события, произошедшего спустя три столетия после Воскресения Христова — в IV веке. Он прославляет Крест Христов как орудие нашего спасения. Поклоняясь Кресту, христиане славят Господа, посредством Креста увенчавшегося Славой. Крест Господень обладает непобедимой и непостижимой силой, действующей среди христиан спустя многие столетия после смерти и Воскресения Христа.

Византийский император-завоеватель Константин Великий уверовал во Христа после того, как увидел знамение Креста на небе и услышал слова Господа «Сим победишь». Выступая в своих военных походах под христианским знамением Креста, он захотел отыскать тот самый Крест, на котором был распят Господь. Мать императора царица Елена отыскала Крест Христов, начав раскопки на развалинах Иерусалима, разрушенного в 70 году римлянами.

По обычаю того времени орудия казни зарывали рядом с местом её совершения. В течение последующих трёх столетий на месте страданий Христовых язычники соорудили капище Венеры, а затем вернувшиеся в город иудеи сделали всё, чтобы это святое место забылось. Тем не менее, святой царице Елене удалось разыскать старого иудея, который открыл ей, где находилась Голгофа. Впоследствии этот иудей, по имени Иуда, принял святое крещение. На указанном им месте нашлись три креста, которые чудом сохранились. Здесь же были обретены дощечка с надписью, которая была прибита над главою Христа, и гвозди.

Когда святая царица Елена молилась, чтобы узнать, какой из трёх крестов принадлежал Господу, неожиданно появилась погребальная процессия. По приказанию императрицы к умершему по очереди поднесли каждый из крестов. Когда умершего коснулся Крест Господень, тот ожил.

Узнав об обретении Честного Древа, большое число христиан, живших в Иерусалиме, поспешило поклониться ему. Из-за такого числа желающих Иерусалимскому патриарху Макарию пришлось воздвигнуть Крест на высоком месте, чтобы все смогли увидеть его. За силу воскрешать умерших и давать здоровье больным Древо Креста Христова стали называть Животворящим, за совершившееся через него наше спасение — Честным («драгоценным»).

Часть Креста царица Елена отвезла в Константинополь. Спустя десять лет на месте крестных страданий и Воскресения Спасителя императрица Елена построила две базилики. Их освящение произошло 13 сентября (26 сентября по новому стилю) 335 года. На следующий день — 14 сентября (27 сентября по новому стилю) — в построенный храм Воскресения был перенесён Крест Господень. С этих пор стал отмечаться праздник Воздвижения Креста Господня.

Сама царица Елена не дожила до освящения храмов — она умерла в 327 году. Вместе с императором Константином Великим, который первым узаконил христианство в Византийской империи, она была причислена к лику равноапостольных.

Позднее части Святого Древа разошлись по всему христианскому миру, так что в Иерусалиме осталась лишь небольшая часть Креста, которая по сей день хранится в Храме Воскресения.

Поскольку в день Воздвижения воспоминаются страдания Спасителя, соблюдается строгий пост. Богослужение совершается в облачениях тёмно-красного, багряного (символ страданий Спасителя) или фиолетового (как в дни Великого Поста) цвета. Во многом молитвословия службы Воздвижения сходны с песнопениями Страстной Пятницы.

На утрени Святой Крест выносится на середину храма для поклонения и полагается на аналое, украшенном цветами. При пении тропаря «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» священнослужители и верующие трижды совершают земной поклон перед святыней. В течение ещё семи дней после праздника Крест находится на центральном аналое, где ему могут поклониться все приходящие в храм.

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100