08 января 2018 г.
Митрополит Митрофан: Служить другим не унизительно
На второй день Рождества Христова, день празднования Собора Пресвятой Богородицы, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Покровском соборе города Енакиево. По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сёстры!
…Всё, что происходило в истории человечества ради нашего спасения, называется в церковной традиции словом «домостроительство». В этом домостроительстве Матерь Божия — вершина. Всё, что происходило в ветхозаветной истории, чему учили пророки, должно было привести к тому, что среди избранного народа появилась Та, от Которой Сын Божий, воплотившись, пришёл в мир.
Она должна была иметь то, что делало Её непохожей на всех остальных людей. В первую очередь, конечно, это смирение и любовь. Люди, отпавшие от Бога, утратили понимание того, что в жизни по-настоящему ценно, важно — и что такого значения не имеет.
Неважным вещам люди придали очень большое значение. Они готовы за них серьёзно бороться, даже воевать. О вещах, которые важны на самом деле и имеют цену в очах Божьих, люди забыли и практически не обращают на них внимания. Дошло до того, что Сам Спаситель сказал: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15).
В первую очередь речь идёт о гордыне. Более мерзкого перед Богом, чем гордыня человеческого сердца, нет. Это то, чему Бог противится и от чего Он отвращается. Противоположность этой мерзости гордыни, высокомерия — смирение Матери Божией, Её любовь. Только от такой смиренной и любящей Девы Господь захотел воплотиться и прийти в мир.
Самому способу, которым Он это сделал, мы до сих пор удивляемся. Почему вертеп, пещера, куда загоняют скотину, где нет никаких человеческих условий? Зачем Сын Божий там появился на этом свете? Богу настолько противна гордыня, что даже Своим пришествием в мир Он показал, что не хочет быть там, где она — правило жизни, мерило всех вещей.
Гордыня может проявляться не только в царском дворце. Не только богатый может быть гордым — не в смысле человеческого достоинства, которое можно высоко нести, а в смысле превозношения над другими людьми. Помните, как фарисей говорил: «Я не таков, как прочие люди» (Лк. 18:11)? Эта гордыня противна Богу, она греховна. Человек ставит себя выше других, видит других по отношению к самому себе вторым сортом. От этого распри, нестроения, войны, вражда, всё то зло, от которого страдает наш народ сегодня. То, что мы видим в Вифлееме — прямая противоположность этому злу и греховному, гордому взгляду на мир. Это явление смирения, любви, доброты и скромности — то, что делает человека похожим на Бога, своего Творца.
Сегодня люди находят любой способ для того чтобы превознестись друг перед другом. Наденет кто-то на себя тряпочку подороже, с каким-нибудь названием, и говорит: «Вот, я не такой, как остальные люди». У кого-то есть звание, у кого-то орден, у кого-то дорогая машина. Люди умеют превозноситься всем. Они хотят обязательно выделиться, доказать, что «я — другой, я на рубль дороже, чем все остальные».
Бог этому противится. Жизнь человека, который видит в этом для себя счастье — очень дешёвая, мелкая, ненастоящая. Настоящая жизнь — та, где человек может возвеличиться не гордыней, не тряпками, не деньгами, а своей подлинной любовью, своим смирением, как это было у Матери Божией.
Этот пример Церковь нам показывает на второй день праздника Рождества, чтобы мы подражали ему, чтобы мы, христиане, ценили друг в друге прежде всего способность проявлять любовь, заботу, внимание, показывать смирение. Мы очень часто боимся друг другу послужить, друг перед другом склонить голову. Нам стыдно: а что же это я должен, а не он, почему я первый? Так бывает в семье, в коллективе, в отношениях между людьми, даже между родными братьями и сёстрами.
Посмотрите, что делает Христос: Он сегодня приходит к нам как слуга, чтобы всем нам послужить. Он показывает, что служить — значит быть похожим на Самого Бога. Если мы кому-то послужим, мы сделаем то же самое, что Христос сделал для всех нас, и ничего унизительного в этом нет.
Это очень тяжело — привить человеческой душе такой взгляд на жизнь. По сути дела, Церковь должна быть местом, где люди живут по таким правилам, где любовь на первом месте, служение, смирение, доброта — то, что ценится выше и больше всего. Через церковную общину это должно распространяться на весь окружающий мир. Церковь — то место в мире, где этому можно научиться.
Если мы, приходя в Церковь, не задумываемся об этом, продолжаем ставить свою гордыню и здесь, в стенах церковных, на первое место, мы разрушаем то, что созидает Господь. Никакие мы тогда не христиане. Мы просто люди, которые что-то говорят о Христе, но мы не поняли, зачем Он пришёл в мир. Мы не поняли, что такое Вифлеем и какими мы должны быть людьми, чтобы в очах Божьих быть настоящими.
Не только Христос, но и Матерь Божия была такой. Апостолы и все те люди, которых мы называем святыми, тоже были такими. Это подлинное человеческое достоинство должно стать для нас настоящей ценностью. Именно его мы должны ценить в людях выше всего, стараться взрастить в самих себе и замечать друг в друге. Дай Бог, чтобы у нас это получилось!
Я вас всех поздравляю с Рождеством Христовым и праздником в честь Матери Божией, который мы всегда совершаем на второй день Рождества! Пусть Её пример, Её молитвы и благословение помогут каждому из нас вырастить в своём сердце смирение, любовь и доброту, которые сделали бы нас по-настоящему достойными в очах Божьих и друг перед другом!