Официальный сайт

19 января 2019 г.

Митрополит Митрофан: Многие остались с прорубью и шашлыками, но без Бога

Смысл праздника КрещенияВ день Крещения Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. По запричастном стихе он обратился к собравшимся в храме с проповедью.

В праздник Богоявления даже те, кто в течение целого года бывает далёк от молитвы и мыслей о Боге, оставляют все свои дела и приходят в храм — с разными мыслями и чувствами, но для того, чтобы начать или продолжить свои взаимоотношения с Богом.

Бог — самое разумное Существо, Автор этой вселенной. А на земле среди всех существ самое разумное — человек. И так получилось, что между самым разумным и добрым Существом, Творцом вселенной, и самым разумным существом на земле отношения не сложились. Бог создал человека, поселил его в Эдемском саду, предложил жить на этой земле и пользоваться ею, наследовать её, быть её хозяином — но на условиях, чтобы человек сохранял послушание своему Творцу и Создателю.

Эту свободу человек употребил для того, чтобы бороться с Тем, Кто его сотворил. Уже при самом сотворении человека Богу было понятно, что, имея такую возможность, человек обязательно на каком-то этапе ей воспользуется. Ему захочется попробовать восстать против своего Творца Так и произошло — не через много лет жизни на земле, не в отдалённом поколении, а сразу, с самыми первыми людьми. Адам решил попробовать: а что будет, если я эту связь с Богом разорву, если я Его не послушаю?

Мы знаем продолжение этой истории. Но вот что интересно: Бог не отрёкся от Своего творения, от тех, кто решил с Ним спорить, против Него восставать. Первую заповедь послушания Богу человек нарушил — Господь потом ему целых десять дал на горе Синай. Там и о любви к Богу, и о том, что не нужно себе каких-то других богов выдумывать. Там и о почитании тех, кто тебя родил и воспитал, и самые простые правила взаимоотношений в человеческом обществе, без которых просто выжить невозможно — «не убей», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай ничего из того, что есть у ближнего твоего».

Бог хочет одного, а мы хотим другого. Бог нам говорит: «Давайте хотя бы по этим правилам жить», — мы всё равно придумываем, как эти правила внешне соблюдать, чтобы у Него претензий к нам не было, но, по сути, делать то, что нам хочется. Целые книги про это написаны, целые учения есть. Чего стоят одни только фарисеи, с которыми Христос боролся и которых обличал, когда был на земле…

А о чём праздник Крещения? О том, как Бог в этих не складывающихся отношениях принимает решение, которое просто невозможно себе представить. Он, Творец мира, неограниченное Существо, становится таким, как мы, для того чтобы на Своём примере показать, что можно быть человеком, который исполняет замысел Божий о нём. При этом Он отказывается от Своего всемогущества, иначе мы бы не поверили, сказали бы: «Какой из Тебя человек, когда есть Тебе не хочется, пить Тебе не надо, Ты не устаёшь, никто Тебя не обижает, болезни к Тебе не приходят, и вообще Ты даже смерти не боишься?» Но Бог всё это берёт оптом, становясь Человеком. Ему и есть хочется, как нам, и пить, и обижают Его, и не понимают, и гонят, и страшно. В конце концов даже самую позорную смерть, которая в то время была, распятие на кресте, Он берёт на Себя, со всем этим соглашается и всё терпит. Ради чего? Что Ему вообще нужно? Для чего Он это делает? Чтобы нам с вами показать, что взаимоотношения между Богом и человеком могут быть нормальными. Их можно построить, несмотря на то, что человек так и не научился этого делать.

Бог это делает ради того, чтобы те, кто захочет построить эти отношения, подражали Ему, за Ним следовали. Вместе все делать легче, чем в одиночку, поэтому Он создаёт Церковь, где собираются люди, которые хотят эти отношения выстроить. Они становятся христианской общиной, общиной единомышленников. Это главное, к чему они стремятся, от чего получают удовольствие и в чём видят смысл своей жизни. Но даже в среде христиан особенности взаимоотношений человека с Богом оказались труднопреодолимыми. Назвавшись христианами, многие люди так и не начали строить отношения с Творцом. Восприняв только лишь внешнюю форму, взяв из неё всё самое сладкое, они самое трудное решили оставить кому-то другому: пусть это делают те, кому это интересно, а нам и так хорошо.

Форма христианства привлекательна. Кто откажется жить в добре, говорить о мире и любви, воспитывать детей на тех принципах, о которых говорит Евангелие? Кто откажется верить в то, что после смерти тебя добрый Бог встретит и в какое-нибудь хорошее место приведёт, и там у тебя уж точно никаких проблем не будет? Но для того чтобы что-то в жизни поменялось, нужно самому начать строить отношения с Богом. Не получится так, что Бог всё для нас сделал, а мы будем делать то, что нам хочется, нарушая и разрушая всё, что можно нарушить и разрушить, и отношения будут складываться сами собой только потому, что кто-то из нас свечку поставит или раз в год в свой дом принесёт освящённую воду. Отношения так не строятся.

Это двустороннее движение. Нужно научиться быть благодарным. Нужно научиться чем-то жертвовать, что-то отдавать, а не только стоять с протянутой рукой и говорить: «Дай» и «Ты мне должен». С таким мышлением никаких отношений не то, что с Богом — даже с соседом по квартирной площадке не построишь. Если ты всё время будешь требовать от своего соседа того, что он тебе должен, а сам ничего не готов будешь ему взамен отдать, даже просто ради человеческих приличий, это что, будут отношения? Когда-нибудь ты позвонишь в дверь, а тебе её не откроют, потому что ты просто уже надоел. Тебе только всё надо и только дай, а ты сам ничего в ответ сделать не хочешь.

В отношениях с Богом всё и проще, потому что Он ни в чём не нуждается, и сложнее, потому что единственное, что Ему от нас надо, мы вообще Ему не хотим отдавать. Он сказал очень просто: «Сыне, даждь Ми сердце твое» (Притч. 23:26). Это можно понять на примере взаимоотношений в семье. Отцу что надо от детей? Чтобы они ему носки стирали или делились зарплатой? Или просто чтобы его уважали, слушались и чтили как старшего?

Бог в любом случае самый старший. Он Отец и Хозяин этого мира. Минимум нужно узнать Его законы, научиться их уважать. Нужно хотя бы попробовать понять, как построить с Ним нормальные взаимоотношения. А для того чтобы это понять, надо хотя бы Евангелие прочитать. А что мы имеем? Годами повторяющуюся ситуацию, когда люди приходят на большие праздники освятить воду, пасхи, яблоки, но Евангелие прочитать им очень трудно. Они вообще не могут ничего с собой сделать: они заняты, им некогда, язык непонятный, и вообще всё тяжело. В итоге не будет никаких отношений, и кто в этом виноват? Бог не хочет быть волшебником — отбирать у нас нашу свободу, чтобы люди менялись по мановению волшебной палочки. Это и нечестно, и неправильно, и Ему Самому не нужно, потому что это насилие.

Если мы не задумаемся над тем, как строить отношения с Богом, вся наша духовная жизнь будет ни о чём. Мы так и не поймём, зачем Он сегодня приходил на Иордан, что Он хотел для нас сделать, Кем для нас стать и какой путь показать. Мы просто останемся стадом, которое или истерически радуется томосу, или непонятно зачем бежит на какую-то прорубь.

Когда-то, после советских времён, когда за ограду церкви священников не выпускали, вдруг появилась свобода. Люди решили купаться на Крещение, всем это стало интересно. Что сделали мы, священнослужители? Мы с радостью пошли навстречу. Здорово ведь — собираемся на каком-нибудь водоёме, освящаем воду, молебен служим, потом все купаются. Но время идёт, а ничего не меняется. Евангелие никто так и не начал читать. Сегодня мы видим объявления: «Приходите купаться, будет глинтвейн и батюшка». Я несколько раз приезжал на такие освящения — там никому батюшка не нужен. Там музыка гремит, там прорубь, шашлыки, водка, костёр горит, танцы. Батюшка приехал — для них он как дикобраз. Все уже разделись, в халатах стоят: быстрей давай служи, что ты там какие-то молитвы… Все курят, дым коромыслом. Вот во что это превратилось. Я в этом году никого из священников не посылал ни на какую прорубь. А кто хочет купаться, для кого это важнее Евангелия, пусть идёт и купается на здоровье.

Если вы христиане, возьмите и за год Евангелие прочитайте, хотя бы раз в году на исповедь придите, на причастие. Если просто искупаться в проруби хоть десять раз, хоть сто, ничего ведь не изменится — до тех пор, пока мы не начнём строить отношения и серьёзно относиться к Тому, Кто к нам серьёзно относится. Он ведь не издеваться над нами пришёл. Он стал Человеком, умер на Кресте. Для чего? Чтобы с нами построить отношения. В ответ нам даже Евангелие трудно почитать, чтобы разобраться, чего Он от нас хочет. Даже раз в неделю в храм прийти и Его слово услышать, вместе с Ним побыть как со своим Отцом тяжело. А если мы это сделаем, то себя уже чуть ли не святыми считаем, и Он нам должен за это.

Я очень радуюсь таким дням, как сегодняшний, когда нас много, когда мы, несмотря на то, что отношения не складываются, всё равно приходим и стараемся хоть что-то сделать для того, чтобы они хотя бы начались. Многие из вас сегодня будут причащаться Святых Тела и Крови Христовых, и это здорово и правильно, это намного лучше любого ныряния в прорубь и любых других обрядов, которые только могут быть. Но только если к этому относиться серьёзно, по-взрослому: с исповедью, с подготовкой, с соответствующими молитвами и желанием продолжить дальше то, что началось здесь.

Многие из нас думают, что богослужение — это когда в храме батюшка, горят свечи и поёт хор. Но когда мы выходим за пределы храма, богослужение продолжается. Оно состоит том, что ты всё, что здесь получил, несёшь туда: добро, любовь, правильное отношение к жизни, к людям, и самого себя, который стал немножко другим. Заходить в храм и выходить, не меняясь, нет никакого смысла. Это всё равно что в прорубь прыгать и потом водку с шашлыками пить — и забыть о том, что Христос Себя нам отдал в этот день, всю Свою любовь, примером для нас стал, но так и остался многим из нас ненужным. А мы остались без Него, но с прорубью и шашлыками.

Я всех вас поздравляю с праздником! Помните, что отношения с Богом — это не раз в год приходить святить воду на Крещение. Я всем вам желаю, чтобы у каждого из вас они обязательно выстроились и стали нормальными.

Цитата дня

«

Кто в надежде на покаяние пребывает во грехе, тому нет покаяния.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100