09 октября 2020 г.
Митрополит Митрофан: Бога можно увидеть только через любовь
В день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме города Шахтёрск, освящённом в честь этого святого. По окончании богослужения он обратился к молящимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сёстры, я вас всех поздравляю с престольным праздником! Апостол Иоанн Богослов нам сегодня сказал две вещи, над которыми стоит задуматься каждому. Первое, что мы сегодня услышали из Соборного послания — это его слова о том, что Бога никогда никто не видел. Мы с вами живём далеко от тех событий, когда Иисус Христос, Который явил Бога на земле, был вместе с людьми. Эти слова были сказаны апостолом после Его крестной смерти и воскресения — для тех поколений, которые будут жить после.
«Бога никто не видел. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4:12, 16), — вот так, одним предложением. Увидеть Бога тем способом, которым мы привыкли видеть тварный мир, мы не можем. Кроме зрения у нас есть и другие чувства, которыми мы можем познавать окружающий мир. Мы не можем глазами видеть запах, его можно почувствовать обонянием. Мы не можем что-то ощутить глазами — для этого нужно осязание. Умея видеть, имея здоровое обоняние, умея осязать, мы не можем слышать, потому что для этого нужен слух.
Для того чтобы увидеть Бога, нужно не зрение, а любовь. Это тот мостик, который мы из тварного мира можем перекинуть в вечность и через него познать Бога. Именно это хотел нам рассказать Иоанн Богослов — ближайший ученик Иисуса Христа. Этому мы с вами должны научиться. Если мы захотим познать Бога, Его увидеть, понять, то нам нужно не зрение улучшать, не слух, не осязание, не обоняние, не какие-то наши чувства или когнитивные способности. В этом нам поможет только любовь.
А что такое любовь? Здесь могло бы быть много разных ответов на этот вопрос. Нам сразу вспоминаются песни, которые мы слышали, фильмы, которые просмотрели, книги, которые прочитали. Они отчасти тоже рассказывают нам, что такое любовь, они не бесполезны и не бессмысленны. Но они часто не могут передать саму суть этого понятия. Любовь — это способность отдавать самого себя. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Так и мы должны научиться любить Бога, что-то Ему отдавать. Любить — это уметь отдавать и при этом не чувствовать, что ты страдаешь, делаешь одолжение, приносишь какую-то жертву. Любовь — это способность выходить за рамки заботы о самом себе и за рамки своего собственного «я».
Бывает так, что человек говорит: «Я не чувствую любви, у меня её нет, я не знаю, где её брать. Что мне делать?». Даже если мы её не чувствуем в своём сердце, даже если в этот момент у нас её нет, у нас всё равно остаётся способ: мы можем делать дела любви. Мы все понимаем, какие это дела, и апостол нам о них рассказывает. Мы можем поступать так ничего не чувствуя, но зная, что это тот спасительный мостик, который поможет нам прийти к Богу, это та ниточка, которая не позволит нам от Него оторваться, это то, через что мы можем научиться настоящей, подлинной любви. Обо всём этом мы можем просить Бога, и это точно будет Ему угодно.
Люди, бывает, любят как-то абстрактно, как артисты говорят со сцены: «Я люблю всех вас!» Но никого конкретно он в этот момент не любит, потому что любить всех и конкретно того человека, который рядом с тобой — это очень разные вещи. Я тоже могу сказать сейчас: «Я люблю всех вас!» Когда мне каждому что-то нужно будет сделать, уделить время, помочь, что-то поменять в своей жизни ради другого, — это уже будет подвиг и настоящая любовь. А всё остальное — просто слова.
Мы можем просить Бога научить нас любить не вообще всех, а конкретного человека, который рядом с нами. Своих детей, родителей, братьев и сестёр, соседей, тех, кто нам досаждает или кому мы досаждаем. Тех, с кем мы находимся в ссоре или на кого у нас есть обиды. Эта молитва будет Богу угодна. И даже если мы ничего не чувствуем в своём сердце, но будем по отношению к этому человеку делать добрые дела, поступать так, будто мы его всем сердцем любим, — это и будет подвиг любви, через который она обязательно к нам придёт.
Вы сейчас спросите: «Причём здесь ближние, если мы о любви к Богу говорим?» Апостол Иоанн Богослов именно на этом сделал акцент: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20). Как мы можем полюбить Бога, Которого не видели? — только через любовь к ближним, только через добрые дела, и этому нужно научиться.
Евангелие хочет от нас, чтобы наша жизнь была наполнена делами любви в первую очередь, чтобы именно это свидетельствовало о нас как о христианах, а всё остальное — приложение к этому. Всё остальное, сколько бы мы ему внимания не уделяли, без любви к Богу нас не приведёт. Апостол всегда повторял слова Спасителя о любви, потому что он знал, как Бога увидеть, каким способом к Нему прийти. Когда любовь поселяется в сердце человека, она всё преображает в его собственной жизни и вокруг него. Любовь созидает, согревает, преображает и украшает, строит и делает нас и мир вокруг нас лучше.
Дай Бог, чтобы мы её чувствовали, всегда с радостью её встречали, когда она приходит в нашу жизнь, появляется в нашем сердце, чтобы мы никогда не боялись её проявлять по отношению к тем, кто находится вокруг нас, и не скупились, думая, что на всех её не хватит и нужно оставить немножко на себя. Чем больше мы её будем раздавать, дарить, чем чаще будем поступать с любовью по отношению к близким, тем ближе мы будем чувствовать Бога.
Я всех вас поздравляю с престольным праздником! Желаю, чтобы любовь, которую проповедовал апостол Иоанн Богослов и о которой каждый из нас знает в разной мере, умножалась в нашей жизни и жизни тех, кто вокруг нас. Спаси вас всех Господь!