Официальный сайт

27 сентября 2020 г.

Митрополит Митрофан: Бог хочет не избавить нас от страданий, а показать их смысл

Престольный праздник Крестовоздвиженского храма ГорловкиВ праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Горловки. После крестного хода он обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, поздравляю с праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня — престольным праздником этого храма!

Промысл Божий — это удивительная вещь. Императору римскому Адриану очень не нравились христиане, он их не любил. Он повелел на всех местах, которые христиане почитали как святые, сделать языческие капища, чтобы туда не было доступа христианам и через несколько поколений люди вообще забыли об этих святынях. На месте, где был распят Спаситель, где находился Честной и Животворящий Крест Господень, Адриан повелел построить храм в честь языческой богини Венеры. Кресты были сброшены в каменную цистерну, в которую собирали дождевую воду, и засыпаны землёй, а сверху была поставлена статуя Венеры, и там совершались языческие обряды.

Когда император Константин, который ещё не был христианином, но уже склонялся к христианству, правил Восточной Римской империей, его мать, царица Елена, отправилась в Иерусалим, чтобы по его повелению там разыскать все христианские святыни. Если бы Адриан не сделал то, что он сделал, то найти, где когда-то находилась Голгофа, было бы очень трудно. Может быть, до сегодняшнего дня искали бы. А так точно знали: там, где Венера стоит. Её разрушили, а Елена собрала народ и приказала искать Крест Господень. Ей так хотелось, чтобы поскорее это произошло, что рабочим, которые раскапывали эту цистерну, она бросала золотые монеты. Были найдены три креста. Как определить, какой из них — Крест Господень? И тогда патриарх града Иерусалима решил по очереди эти кресты возлагать на умершего человека — недалеко проходила погребальная процессия. Когда на умершего возложили Крест Господень, он воскрес из мёртвых. Люди настолько испугались, их это так сильно поразило, что они упали на колени, а патриарх взял этот Крест и высоко его поднимал над своей головой, а люди говорили: «Господи, помилуй!» Вот это вот в сегодняшний день мы празднуем — обретение Честного и Животворящего Древа Креста Господня.

Когда мы прославляем Крест Господень, у нас всегда есть повод задуматься о его смысле и значении и для спасения рода человеческого, и для всех нас. Очень часто мы сами говорим и повторяем вслед за многими проповедниками не только нашего столетия, но и предыдущих, что Бог, искупивший мир крестными страданиями, не хочет, чтобы мы страдали, и силой Своих страданий крестных, силой Своей Жертвы Он берёт все грехи, все страдания на Себя для того, чтобы подарить нам Царство Небесное и даровать нам вечную жизнь. И всё сказано красиво, и не согласиться нельзя, но всегда есть понимание того, что смысл Креста гораздо глубже любых наших слов и теорий, которыми мы пытаемся объяснить его значение.

Например, говорят, что Бог не хочет, чтобы мы страдали. А мы знаем, что страдание — это неотъемлемая часть нашей жизни. Причём если говорить, что все страдания происходят только от наших грехов и только грешники виноваты, то это ещё больше запутывает и вообще ничего не объясняет. Как ответить на вопрос, почему страдают как раз не те, кто больше всего грешит, а те, кто ни в чём не виноват — например, рождаются больные дети или случаются внезапные катастрофы? Вчера в Украине был траур: самолёт разбился с молодыми ребятами. Таких примеров можно много приводить, и ответа на поставленный вопрос мы не найдём, а только запутаемся.

Если бы Бог чего-то не хотел, его бы и не было. Как Бог чего-то может не хотеть, а против Его воли вдруг раз — и это произошло само собой? Иоанн Златоуст, память которого мы сегодня празднуем, говорил, что если Бог разрушил ад, он уже не может сам воссоздаться. Но на эти слова почему-то мы не обращаем внимания. А если проводить с ними параллель, то нужно признать, что страдание — это та часть нашей жизни, которую мы должны научиться принимать и понимать, что с ней делать. Никто из нас от страданий не свободен. А значит, наверное, Бог хочет не чтобы их не было, а чтобы мы, встречаясь с ними, могли научиться их правильно воспринимать. И то, что Он на Кресте, в самом центре страданий, что Он Сам через это всё прошёл, учит и нас их не бояться. Страдания помогают нам расти и меняться, становятся некой ступенькой в нашей жизни, пройдя через которую мы не остаёмся прежними, и чаще всего это идёт на пользу человеку. Человек становится и добрее, и отзывчивее, и лучше.

Когда мы смотрим на Крест Христов, то понимаем, что какой-то необходимости в том, чтобы именно таким образом совершилось искупление, не было — кроме того, что такой была воля Божия. А раз она была такой, значит, Господь знал, что та часть нашей жизни, которая связана со страданиями, для нас всегда будет самой тяжёлой, самой непредсказуемой и самой, наверное, трудной и опасной. По любви к нам Он захотел в этот момент быть с нами не только на словах, но и Своим примером. Именно поэтому, когда нам тяжело, и мы смотрим на крест или осеняем себя крестным знамением, нам становится легче. Мы понимаем, что в самом центре этих страданий есть Тот, Кто через них открывает нам жизнь совсем с другой стороны.

Мы постоянно друг другу желаем, чтобы страданий не было, чтобы они прошли мимо и нас не затронули. Но есть и другой взгляд на это. Довольно большое количество учителей Церкви говорит о том, что если человек живёт без скорбей, то это признак, что его Бог оставил. Если переносить страдания с Богом и видеть в их центре Крест Христов, они приносят в нашу жизнь много хорошего. Дай Бог, чтоб мы научились это понимать, чувствовать, и видеть — а особенно в тот момент, когда к нам это приходит.

Я вас всех поздравляю с праздником в честь Честнаго и Животворящего Креста. Дай Бог, чтобы мы все, глядя на Крест Христов, научились в своей жизни видеть Промысл Божий, принимать то, что к нам приходит, и находить в этом смысл! Нам с вами нужно суметь, если мы видим кого-то, кто страдает рядом, быть к нему снисходительным, проявлять доброту, сострадание, любовь, снисхождение и оказывать всю возможную помощь. А если страдаем мы, не обременять кого-то своими страданиями, а стараться с терпением и благодарностью найти смысл — для чего Господь попустил нам пройти через этот этап нашей жизни. И пусть Крест Христов даст нам силы и вразумит поступать так, когда это будет необходимо. Пусть сила Креста всегда будет для нас опорой, которая поможет нам не унывать, а с терпением и, самое главное, с радостью жить на этой земле, благодаря за всё Бога! Храни вас всех Господь!

Цитата дня

«

Терпеть обиды с радостью и незлобиво, делать добро врагам — дары Божии, ниспосылаемые соглашающимся получить их.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100