Протоиерей Николай Марковский
«Красная горка»: как помочь усопшим?
Вопрос, что ждёт нас там, задаётся веками. Христиане знают точно, что на нашу посмертную участь влияет жизнь, которую мы прожили здесь. Наша земная жизнь — подготовка к вечности. Совершали ли мы добрые дела, помогли кому-то, кто нуждался в помощи, помолились о ком-то в нашей земной жизни? Безусловно, всё это повлияет на нашу жизнь в вечности. На земле мы «копим» добрые дела для будущей жизни. Мы пришли в этот мир не для того, чтобы есть, пить и веселиться, а чтобы достойно выдержать наш жизненный экзамен.
Что делать, если земная жизнь наших родных и близких подошла к концу? Как помочь и облегчить им посмертную участь? Влияет ли на неё день смерти и время поминовения? Зависит ли спасение от того, как похоронили тело? Правда ли, что все, кто умер на Пасху, попадают в рай? Что происходит с душами почивших на «Красную горку» и обязательно ли приходить на могилы в этот день? Отвечает настоятель Покровского храма в Зайцево протоиерей Николай Марковский.
Влияют ли похороны на спасение?
Из святоотеческого предания мы знаем, что многие праведники умирали в пустыне, многих мучеников растерзывали звери, их тела бросали в реки, и никто их не хоронил в новой одежде, украшенных гробах и не ставил памятники на могилах. Это не стало препятствием для того, чтобы они вошли в Царство Божие. Разбойника, распятого по правую руку от Христа, тоже погребли без чести. Никто не обувал его в новые туфли… Однако он первым вошёл в рай.
Ликвидаторов аварии на ЧАЭС хоронили в запаянных цинковых гробах, потому что их тела излучали большую дозу радиации. Это тоже никак не повлияло на их посмертную участь. К подвигу этих героев тоже относятся слова Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
Сегодня, когда в мире разразилась эпидемия коронавирусной инфекции, умерших от заражения тоже хоронят в мешках и закрытых гробах. Это никакая не трагедия для их душ.
Способ погребения — вопрос традиции. Человек взят из земли и в землю должен вернуться, — сказано в Священном Писании. Наша традиция — погребение в земле. Я бы не сказал, что Церковь прямо осуждает кремацию. Но православные христиане с благоговением относятся к телу умершего, облачают его в новые одежды, над могилой создают памятник.
Мы верим, что во время Второго Пришествия Христова воскреснем в своих телах. Об этом говорит нам Господь. В руки усопшему мы вкладываем крест, с которым он встанет по воскресении, и разрешительную молитву, которую священник читает над гробом, на лоб кладём венчик. Духовенство хоронят в облачении. Однако в могилу не кладут иконы и свечи, а также расчёски, очки и другие предметы — в этом никакого смысла нет. Верить, что покойный пользуется какими-либо положенными в гроб вещами и ему там что-то из этого пригодится, — язычество.
Душа человека уже оставила тело и ушла на суд Божий. Самое главное теперь — это наша молитва. Неважно, где она совершается: прямо над могилой или в храме, вдали от места погребения. Способ погребения — всего лишь традиции. На загробную участь человека это не влияет.
Время смерти — на Пасху либо не на Пасху, — тоже на посмертную участь не влияет. Все эти моменты больше волнуют живых людей, которые желают помянуть умершего.
Если умерший является во сне…
Иногда душа человека может прийти и попросить молитвы о ней. Мы не можем знать всех тайн Божиих. Какая-то малая часть нам открыта. На меня произвела большое впечатление история, которая произошла с одной девушкой — студенткой медицинского института. Много раз к ней во сне приходила женщина в старинном платье и просила за неё молиться. Однажды она поехала к своей бабушке, и они стали разбирать старые фотографии. На одной из них девушка узнала женщину из сна. «А кто это?» — спросила она. И бабушка рассказала, что это их родственница, которая жила очень давно. С тех пор каждый раз, бывая в храме, девушка молилась о своей давно ушедшей прапрабабушке. Бывает, однако, что лукавый дух искушает человека, приходя под видом умерших. Поэтому ко всему, что нам снится, нужно относиться с рассуждением.
Почему не служат панихиды на Пасху?
Христиане верят, что вместе с нами в пасхальные дни Воскресшего Спасителя прославляют и души почивших. Есть разные предания о том, что для усопших это время особенное. Народное предание, которого, однако, нет в учении Святой Церкви, — что на Пасху из ада отпускаются души всех усопших… Так это или нет, мы не знаем. Нам неизвестно, что происходит на том свете.
Лишь на девятый день после Пасхи мы приходим на кладбища. Почему мы не делаем этого раньше, до Радоницы? В древности празднование Воскресения Христова продолжалось восемь дней. Пасха — не время для печали: Христос воскрес! На девятый день уже позволялось предаваться скорби об умерших — совершать панихиды и приходить на кладбища. Однако поминовение усопших за литургией совершается все дни Святой Пасхи. Приходя на кладбище сразу, как только это благословляется Церковью, мы показываем, что наши умершие близкие для нас важны.
Как правильно помянуть почившего?
Зачастую, желая помянуть усопших на Радоницу, люди берут с собой корзины еды, спиртные напитки и устраивают пиршества на могилах. На Руси никогда не было такой традиции — есть на могилах. Издавна с собой на кладбище брали пасхальные куличи и крашенки для того, чтобы раздать приходившим туда нищим и попросить их молитв об умершем. После прихода советской власти эта традиция была забыта. В памяти людей, утративших веру и понятие молитвы, остались лишь внешние атрибуты — поход на кладбище с едой… Однако пир на могиле и тем более распивание водки на кладбище — это кощунство.
Грех лить водку в могилу. Грех вставлять в неё сигарету. Ещё большее кощунство — закапывать в землю святыню: пасхальные куличи и крашенки. Это не народные обычаи, это надругательство над верой и памятью об умершем. Усопший не может есть и пить. Он не съедает неведомым образом принесённую ему еду. Думать так — язычество.
Часто, приезжая на погребение, я вижу на столе рюмку водки, накрытую хлебом. Когда спрашиваю, зачем это, мне отвечают: «Ну, душа усопшего выпьет». Неужели люди действительно верят, что бестелесная душа, не имеющая органов пищеварения, может выпить водку? Не пьянствует и не курит уже душа, а, наоборот, расплачивается за эти согрешения…
Можно ли вообще выставлять на поминках спиртное? Если семья знает меру, ничего плохого нет в том, чтобы за поминальной трапезой выпить немного вина или водки. Однако пытаться алкоголем «залить горе» — дело напрасное и ни к чему хорошему не приведёт. Алкоголь ещё никому не помог пережить горе. Он просто на время отключает сознание, лишает способности рационально мыслить. Человек «теряет себя», становится невменяемым, неадекватным, не понимает, что вокруг него происходит. Некоторым нравится это состояние… Пьяный заливает не горе, а свою душу, и теряет сам себя. Но горе никуда не девается… Раз за разом доводить себя до неадекватного состояния — тяжкий грех перед Богом.
Не устраивайте пиров и пьянства на костях! Не надо оскорблять память умерших. Не берите такого греха на душу. Из-за такого кощунства я на Радоницу не хожу служить панихиды на могилах: представьте, совершается молитва, а рядом на соседней могиле идёт попойка… Зачастую священника зовут люди, которые уже находятся в неадекватном состоянии, продолжая при этом разливать водку… На кладбищах я всегда служу общую панихиду. На неё приходят те, кто действительно хочет помолиться за своих ушедших близких.
Если вы хотите помянуть усопшего, помолитесь о нём, раздайте пасхальные угощения бедным людям или детям, и попросите их тоже помолиться.
Приходить ли на кладбища?
Необязательно для поминовения идти на кладбище. В этот день большое скопление людей на кладбищах и в маршрутках на пути к ним. Из-за эпидемии коронавируса врачи рекомендуют воздержаться от их посещения. Нетяжело передать записку об упокоении близкого в храм, где за вашего сродника помолятся, вынут частичку из просфоры и омоют её Кровью Христовой. Это поминовение — несравненно важнее вашей частной молитвы на могиле. Если вы из-за карантина не можете покидать дом, нетрудно по телефону или через интернет заказать панихиду, и в храмах помолятся о ваших сродниках.
Самая главная молитва совершается не на кладбище, а в храме. Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Когда молится не один человек, а вся Церковь, эта молитва очень сильна. Такую молитву всегда слышит Господь.
Не сокрушайтесь, что в этом году у вас не получилось убрать на могиле. Есть категории земные, а есть небесные. Если есть рекомендация от медиков, лучше не надо ехать на кладбище. Помолитесь дома, придите на молитву в храм.
В этом году на Радоницу я тоже не иду на кладбище служить панихиды: как медик по первому образованию, я понимаю, что есть реальная опасность подхватить вирус там, где массово соберутся люди. Молитвы об усопших будут возноситься в храме. После Божественной литургии каждый час мы будем служить панихиды. И в этом году, и до карантина, во все прошлые годы я говорил прихожанам о том, что молитва в храме — самая важная.
Стоит ли возрождать славянскую «красную горку»?
До сих пор Радоница ассоциируется у некоторых с языческим праздником «красной горки», посвящённым приходу весны и сватовству. Закончился Великий пост, наступила Пасха. Вокруг всё расцветает и появляются первые листки на деревьях. Человек хочет порадоваться приходу весны и устроить праздник… Но не нужно смешивать пасхальные и мирские традиции.
Язычество очень сильно укоренилось в сознании народа. Например, перед наступлением Пасхи все звонят узнать, когда будут освящать куличи и яйца, но никто не спросит, во сколько начинается богослужение, что нужно сделать, чтобы причаститься за ним… Людям это не нужно. Мне, как священнику, становится грустно оттого, что люди не радуются о Воскресшем Христе, не приходят в храмы, где звучат удивительные песнопения, а ищут каких-то внешних обрядов… Получается, что народные традиции заслоняют сам смысл этих дней, смысл Христова Воскресения.
Не нужно возрождать эти языческие традиции, устраивать сватовство или свадьбу на Радоницу. После особых дней в году, которые мы посвящаем Христу, наступает день поминовения умерших. Мы поминаем наших усопших близких, друзей. Какое же здесь может быть веселье? Его нужно перенести на другой день.
Нет ничего плохого в том, чтобы после поминальной молитвы выйти на природу или собраться за общим столом вместе с семьёй. Но помните, что в этот день нашим почившим близким очень нужна наша молитва, а не веселье или пиршество. Проведите Радоницу в молитве и добрых делах в память об умерших — это самое главное, что может им помочь.
Подготовила Мария Цырлина