Протоиерей Виталий Ворона
Какими должны быть итоги поста?
Вот и подошёл к концу Великий пост. Да, впереди ещё Страстная Седмица, но это особое время к посту уже не относится. С какими духовными плодами мы встретим Христово Воскресение? Есть ли у нас вообще эти плоды — как узнать? Какими должны быть итоги Четыредесятницы? Что делать, если ничего не получилось? Ответил протоиерей Виталий Ворона, настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери г. Краматорска.
Итоги у всех разные
Поскольку все люди разные, то и итоги поста тоже будут у каждого свои. Можно измерять их количеством сброшенных килограммов, посещённых служб, сделанных земных поклонов, прочитанных глав Священного Писания, размером милостыни или объёмом выполненных послушаний… но от истинных итогов поста они отстоят очень далеко. Святые отцы учат, что пост нужен, чтобы человек приблизился к Богу, уподобился Ему. Однако возникает вопрос: как это сделать?
Из всего, что я читал по этому поводу, мне ближе всего духовное наследие преподобного Серафима Саровского. Он учит, что пост — это один из инструментов христианской жизни, такой же, как молитва, добрые дела, участие в богослужениях и церковных таинствах. А смысл всего этого состоит в том, что мы должны приблизиться к Богу. Настолько близко, чтобы стать с Ним одним целым, то есть — стяжать благодать Духа Святого. Это и есть тот итог поста, к которому нужно прийти. Что-то сдвинулось — или мы остались на том же уровне, на том же месте, несмотря на то, что весы показывают меньше килограммов и кошелёк похудел на определённую сумму от милостыни?
Оценить плоды можем только мы сами
Я помню момент, когда Бог посетил меня. Я даже не знал, в какой стороне храм находится, но когда мне очень нужна была помощь Божия и я был по-настоящему нищим духом, тогда в моей жизни появился Господь. Мне не надо было никаких знамений и сходящего с неба огня, чтобы понять, что Он рядом. При этом я тогда был очень далёк от православия и вообще недостоин того, что происходило — всё было исключительно по Его любви. Возможно, именно потому я теперь священник. Это была та искра, из которой со временем всё разгорелось.
Только сам человек, независимо от духовного стажа, может понять, к чему он пришёл в итоге поста. Нет каких-то определённых примет, что пост проведён правильно — например, чтобы лицо засияло или мы предстали в белых одеждах. Хотя и это возможно, но всё зависит от того, насколько мы готовы и способны принять благодать Божию. Я понимаю, что меня могут покритиковать, потому что немало тех, кто считает, что не надо искать высоких духовных состояний. Сказано ходить в храм и не вкушать масла — вот и надо на этом сосредоточиться. Но, выполняя всё это, не уподобляемся ли мы фарисеям, не идём ли в другую сторону, думая, что делаем доброе дело?
Дух, приносящий мир в сердце
Надо всегда помнить, что само по себе доброе дело не принесёт благодати Духа Святого. Её дают только благие дела, совершаемые во имя Господа нашего Иисуса Христа — лишь в этом случае Он посещает нас Своей благодатью, чтобы мы не впали в прелесть, не разбились духовно. Непросто отличить состояние прелести от настоящего посещения благодатью Божией. Преподобный Серафим Саровский говорит, что при посещении последней мы чувствуем свою ничтожность, то есть вдруг понимаем, что та духовная норма, которую, как лекало, мы пытались к себе приложить, совсем нам не соответствует.
Мы знаем, что должны быть нищими духом, но не ощущаем этого. Дело в том, что нищий духом человек понимает: у него ничего нет — и тем более того духа, который Бог вдохнул в Адама. Преподобный Серафим говорит, что человек тогда не был куклой, он был живым, с телом, душой и духом — но духом человеческим. А Бог вдунул в него дух жизни — ту благодать, благодаря которой никакая стихия не могла повредить ему, и ни пространство, ни время не были для него препятствием. Он был облечён непостижимой для нас славой и возможностями, какими был облечён Господь наш Иисус Христос — второй Адам. Нам очень легко определить этот дух — он приносит мир и тишину в сердце. Особенно хорошо мы различаем его, когда теряем.
Главное — искренность
Господь — в дуновении тихого ветра, а не в грозе и смерчах, и благодать порой приходит так, что мы и не замечаем, что она нас посетила. А вот когда отходит, тогда ощущаем её потерю очень крепко. Обычно это происходит, когда мы согрешаем. В этом заключается духовное делание и смысл поста: вернуть благодать, примириться с Богом и опять приблизиться к Нему настолько близко, насколько это нам возможно.
Люди не только разные, но и находятся каждый на своей ступени духовного развития. Это не значит, что, если стаж большой, то человек лучше проходит пост — нет! Духовную нищету можно почувствовать, попостившись всего неделю или прочитав одну-единственную молитву: если это искренне, Господь может подать человеку Свою благодать, которая так ему требовалась.
Пост — средство обретения благодати. Мы сподобились её в Таинстве крещения, она была запечатана в Таинстве миропомазания, совершая которое священник говорит: «Печать дара Духа Святаго. Аминь», — а печать ставится на очень ценных сосудах. Понимая это и применяя в своей жизни все средства, которые нам дал Господь, будем пытаться стяжать Его благодать.
Что делать, если ничего не получилось?
Если человек понял, что у него ничего не получилось в пост — значит, всё получилось, потому что он осознал свою немощь. Если же он удовлетворённо кивнул головой и думает: «Как хорошо я провёл пост: ни разу не съел хлеба с содержанием яиц, рыбы и даже растительного масла!» — то это совсем не та радость, к какой мы призваны, и понятно, что пост его прошёл бесполезно. Хотя Господь одаривает на Пасху благодатью всех — и тех, кто постился, и тех, кто нет, и первых, и последних.
Если христианин постился для Бога, то Бог и будет решать, насколько искренними были его попытки и стремления. Никакой человек не может оценить итоги его поста, ведь никто, кроме святых, не может видеть душу человека и знать, лукавит он или нет. Всякий подвиг, всякое доброе дело должно делаться для Бога. Если человек неделю всего попостился, но в это время его молитва была горячей и искренней, то вполне может быть, что он получил благодать, встретил Бога. А другие могут годами правильно поститься, но этой встречи так и не произойдёт. Всё кроется в наших отношениях с Богом: есть ли они вообще и насколько они искренние?
Царство Небесное усилием берется, не даётся легко, поэтому надо трудиться, стараться придерживаться установленных Церковью постов и уставов, но стремиться не столько к точности их исполнения, сколько к Богу. Дай нам Господь осознать это и встретиться с Ним!
Записала Екатерина Щербакова