Протоиерей Владимир Шутов
Каким должен быть христианин как работник?
Возможно ли пригласить на работу настоящего христианина? Почему православные порой работают некачественно? Нужно ли всё в жизни делать «как для Бога»? Христианин — значит, безотказный? Становиться ли миссионером на месте своей работы? Заниматься нелюбимым делом — это смирение? Сегодня на наши вопросы отвечает протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.
Мечта работодателя
Можно ли пригласить на работу настоящего христианина? Я считаю, нет. Настоящие христиане все в Царствии Небесном, в Церкви торжествующей. А мы все — в Церкви воинствующей: боремся с грехом, плотью и дьяволом, чтобы стать настоящими христианами. Христианин — это человек, который пытается жить по-Божьему, но это не значит, что он святой. Понятно, что каждому работодателю хочется иметь такого работника, как святой Иоанн Русский, который так трудился у турка, что тот пришёл и сказал: «Я хочу быть православным». Это пример, к которому надо стремиться каждому христианину. Наш предстоятель, Блаженнейший митрополит Онуфрий, говорил: прежде чем стать настоящим христианином, надо стать настоящим человеком.
Если человек приходит и с порога заявляет, что он православный, это должно насторожить работодателя. Что-то с ним явно не так, потому что истинный православный человек не будет кичиться своей верой и ставить её во главу угла в сфере, где требуются определённые профессиональные навыки. Бывает, человек прячется за верой, чтобы скрыть свой непрофессионализм — в том смысле, что специалист он не очень хороший, зато — верующий, а значит, честный. И от работника, и от работодателя независимо от их вероисповедания требуются одни и те же качества: добропорядочность, честность, ответственность. Это черты, которые нужны вообще каждому человеку, а в православном они должны быть приоритетными. Именно на них должно основываться всё, чем мы занимаемся.
С другой стороны, человека берут на работу за его профессиональные навыки. Они — прежде всего. Да, на его моральные качества внимание тоже обращают, но в любом деле надо помнить: профессиональные качества и нравственное состояние человека — это категории несопоставимые. Я думаю, что работодатель, считающий, что христианин — это идеальный работник, ошибается. Трудно определить степень веры человека, ещё труднее понять, как эта вера влияет на его мастерство и умения. Если человек даёт понять, что он верующий, надо понимать: это человек, который борется со своими недугами, страстями, дурными привычками. Это не значит, что он свят — как считают многие, слыша, что перед ними верующий.
Делать так, как если бы делал для Бога
В околоцерковной среде есть такое мнение: всё, за что бы христианин ни брался, надо делать так, как делал бы для Бога. Правильно ли это? Попробуем разобраться. Есть такое понятие, как церковное послушание. Это не работа, потому что человек не получает за него никакого материального вознаграждения. Трудясь для Церкви, человек старается выполнить свои обязанности максимально хорошо. Как в этом случае определить, достаточно ли хорошо выполнено дело — ведь от особой старательности можно сосредоточиться на каком-то одном этапе, не успев выполнить остальные? Ответ прост: каждое послушание предполагает выполнение определённых требований. Задача христианина — выполнить эти требования, ведь именно этого от него и ждут.
То же касается и домашней работы, и труда на производстве или в учреждении. Любой работник прежде всего должен выполнять свои обязанности. Если мойщик посуды из христианского усердия будет одну тарелку мыть два часа, он не выполнит положенную норму. А если скажет: «Да, я помыл за смену одну тарелку, но посмотрите, какая она чистая!» — это будет выглядеть как издевательство. Во всём есть определённые критерии, и надо трезво понимать, какие именно касаются вас. Если говорить о домашнем труде, то здесь главное — правильно расставить приоритеты. Можно на тарелки вечер потратить — и оставить ребёнка без внимания. Господь требует от нас прежде всего не чистых тарелок, а чистой души. Конечно, в идеале — когда и тарелки чистые, и душа в порядке, но душа всегда важнее.
Отношение к работе зависит от нравственного состояния
Христианин может трудиться в разных сферах, и определяют, хорош он или плох в своём деле, его коллеги и клиенты. Сложнее всего со сферой духовной. Есть одна притча о наместнике монастыря, которому говорили: «Смотри, в келье этого монаха такая грязь! Там — паутина, там — разбросано, вещи мятые. Что ты на это скажешь?» Настоятель отвечал: «Скажу, что человек настолько думает о своей душе, что ему некогда подумать о плоти!» Пошли в другую келью, там всё чисто, убрано. «А что ты об этом брате скажешь?» — спрашивают снова. «Скажу: как чисто у него вокруг — так же, наверное, чисто и в его сердце!» И всё же — как нам ориентироваться в жизни? Как понять, правильно ли мы трудимся, достойно ли?
Во времена рабства христиане спрашивали у святого апостола Павла, как им трудиться у господ-язычников. Он отвечал: исполнять всё, что от вас требуется. Даже если хозяева злые и относятся жестоко, надо выполнять свои обязанности. Если же хозяин и слуга одной веры, последнему не должно пренебрегать своими обязанностями и позволять себе панибратство. Из слов апостола можно сделать вывод: отношение к работе, качества работника — это прежде всего вопросы совести и нравственности, которые формируют человека и на основании которых он выстраивает свои отношения с миром.
Нравственные начала первичны, и основываться они должны на Священном Писании и Священном Предании нашей Церкви. Оттуда мы узнаём, каким христианин должен быть в целом, и из этого понятно, каким он должен быть работником. Апостол Павел учил: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Значит, наш главный ориентир — Христос. Он всё делал тщательно, ничем не пренебрегал и то же заповедовал апостолам. Что мы видим в нравственном идеале православного христианина? — это движение совести, честность, добропорядочность. Значит, у работника, который называет себя православным, а не просто крещённым в православии человеком, должны быть эти качества. Он должен руководствоваться велением совести, а не личной выгодой. Видя его добрые дела, прославят ли Отца Небесного? — вот что его беспокоит. Ведь Господь учит: «Вы — соль земли» (Мф. 5:13), «вы — свет мира» (Мф. 5:14).
Господь пересыпает православными людьми все слои общества, чтобы оно не портилось — как хозяйка пересыпает солью продукты. Христианин должен выполнять эту функцию — не давать обществу прогнить. Его задача — устанавливать нравственность как главный критерий существования. Он устанавливает его своим образом жизни, отношением к работе и личной жизни, реакцией на общественные вызовы, с которыми приходится сталкиваться. Здесь имеет значение всё: и манера одеваться, и стиль общения. Христианин не позволит себе перебить старшего, унизить того, кто ниже по социальному положению или званию.
Нужно ли превращать место работы в поле для проповеди?
Нередко случается, что верующие люди начинают активную миссионерскую деятельность там, где работают. Это ошибка, не надо всем навязывать свою веру. Ещё раз напомню пример Иоанна Русского: хозяин-турок запретил ему проповедовать под страхом смертной казни, и святой выполнил его требование. Однако, глядя на то, как жил этот святой, хозяин сам захотел стать христианином. Проповедуйте своими делами, добрым отношением к людям, качеством работы, а не словами.
Точно так же неправы и православные начальники, которые отвергают работника по каким-то субъективным причинам — например, если женщина пришла на собеседование в брюках, тогда как, по их мнению, она должна носить только юбки. Это всё ошибки и болезни, которые надо врачевать. Не будем сейчас осуждать этих людей — видимо, кто-то показал им православие именно с такой стороны. Печально, что такие факты негативно влияют на то, как воспринимают православных в миру. Ведь если мы позиционируем себя как православные, то по нам будут судить о нашей вере. Если мы будем придирчивы к людям или начнём пренебрегать обязанностями, будут полагать, что из православных и работники, и работодатели плохие. Из-за подобных случаев рождается мнение, что лучше пригласить на строительство храма бригаду мусульман или протестантов, нежели православных. Мы должны помнить, что наш образец и ориентир — Христос, и судить о православии нужно по Нему.
В какой бы сфере ни трудился христианин, он должен быть добрее, рассудительнее других. Он печётся о людях, которых ему Господь доверил. Он мудр и понимает, что каждый может совершить ошибку, а потому — снисходителен к тем, с кем работает. Это сложно, но к этому можно стремиться.
Безотказность, бескорыстие, смирение и умение говорить «нет»
Нередко работников-христиан воспринимают как людей безотказных, на которых можно взвалить чужие обязанности. В профессиональной сфере решить эту проблему просто: везде есть должностные обязанности. Мы живём в правовом государстве, в котором действуют законы, установлены нормы и требования для каждой профессии. Поэтому каждый работник должен выполнять свои обязанности, а всё, что сверх того, требует благоразумия.
Бывают ситуации, когда человеку доброму и безотказному начинают «садиться на голову». В этом случае надо понимать, что сели на голову не только вам, но и вашей жене, детям, родителям — потому что время для общения с ними (а оно непременно должно быть предусмотрено) вы тратите на выполнение задач другого человека. Надо различать понятия «помочь» и «сделать за другого». Помочь можно, но чаще от нас требуется именно выполнение обязанностей другого. Почему-то существует заблуждение, что христианин не должен отказывать. Это не так! Просят — помоги, но не надо позволять пользоваться собой.
Если такие случаи повторяются часто, лучше найти другую работу. Многие в подобных ситуациях говорят: «Мы же христиане, нам надо терпеть, надо смиряться!» — но какое отношение к этому имеет ваш работодатель или коллега? То же касается труда на приходе.
У каждого человека есть свой жизненный цикл, от него требуется выполнение не только профессиональных обязанностей или церковных послушаний, но и семейных дел. И если мама трёт полы в храме в то время, когда ей положено ребёнку книжку на ночь читать, это неправильно. Нужно грамотно распределить свои силы и время, вычленить главное и второстепенное. Мужчина, создавая семью, должен создать жене такие условия, чтобы она осталась такой же счастливой, красивой и улыбчивой, какой он её взял в жёны. Потом он становится отцом — и им с женой нужно создать такие же условия для их детей. У них есть обязанность перед ними. Если после выполнения всех этих обязанностей остаётся время помочь кому-то, подработать — пожалуйста. Но если ты недомуж, недоотец, недоприхожанин — что в том хорошего? И в душе пусто, и близким плохо.
Христианин — это человек, который прежде всего берёт на себя ответственность за своё дело и своих близких. Если этому что-то мешает — он имеет право сказать «нет». Если что-то вводит нас в состояние раздражения, смятения, значит, мы можем это отвергнуть. Наша главная задача — сделать счастливыми своих близких, а потом уже можно идти спасать мир. Семья — это малая церковь, и она для христианина важнее, чем карьера.
Настоящий христианин выбирает нелюбимую работу?
Нередко у верующих людей есть стереотип, что они должны делать то, что не хочется, заставлять себя, что-то непременно преодолевать — и потому соглашаются на нелюбимую работу. Это печально. Никто не заставляет человека заниматься нелюбимым делом. Наоборот — так прекрасно заниматься тем, что любишь! Может быть, из-за таких ошибок в отношении к жизни православие и воспринимают как «религию сплошных «нет»? А ведь христиане призваны к радости!
Как вести себя, если на работе возник конфликт?
Всем людям разум дан для того, чтобы им пользовались. Если случается конфликт, надо разбираться, почему он возник и как лучше поступить в сложившейся ситуации. Главный секрет — быть всегда на связи с Богом, просить Его помочь, вразумить, наставить — неважно, начальник вы или подчинённый. Современный мир связан с большими рисками для совести, и нужно быть осторожным в своих решениях.
В заключение я хотел бы обратиться ко всем читателям: приходите в храмы! Это так нужно и важно! Я вижу, какими выжженными приходят на службу люди. Они всю неделю живут среди совершенно иных ценностей. За два часа литургии их лица расцветают. Поэтому я призываю: приходите, оставайтесь ненадолго после службы, отдохните, напитайтесь благодатью. Подходите к нам, священникам, мы найдём время поговорить с вами. Главное — приходите. Вас ждут.
Беседовала Екатерина Щербакова