Протоиерей Владимир Шутов
«Как закалялась сталь»: уроки Павла Корчагина современным христианам
В рубрике «Глазами читателя» сегодня очень необычная книга. Протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново, предлагает поговорить о романе Николая Островского «Как закалялась сталь». Зачем современным христианам читать произведение о комсомольцах, гражданской войне и строительстве коммунизма? Давайте выясним!
Урок, который дал автор
Книга «Как закалялась сталь», конечно, неоднозначная. Сразу подчеркну, что разговор наш не коснётся тем прославления коммунизма, большевизма, революции или других политических лозунгов. Мы рассмотрим жизнь отдельного человека в определённый исторический период и постараемся найти связь с современными людьми, их стремлениями и поисками. Попытаемся понять, какие уроки могут нам дать те, кто жил на заре прошлого века.
«Как закалялась сталь» — первая книга Николая Островского, его исповедь. Это крик души слепого человека, который был вынужден лежать в постели, единственное русло, в которое он мог направить свою кипучую энергию. Таким образом он служил людям и стране. Этот факт его биографии — уже урок всем нам. Христианин тоже призван к тому, чтобы каждой минутой своей жизни, какой бы он ни была — в здоровье или в болезни, — служить ближнему своему. Да, христиане берут в пример не писателя Островского, а Христа, Который пострадал за каждого из нас и дал пример того, как послужить всем. Но урок, который преподносит писатель, от этого не умаляется.
Из книги видно, как в определённый исторический период людям подменили идеалы: Павел Корчагин боролся не за вечность, не за Христа, не за свою душу, а за абстрактные идеи о каком-то светлом будущем, которое он и другие люди строили и в которое искренне верили. Главный герой в пятнадцать лет вступил в комсомол и вместе с комсомольским билетом получил винтовку и двести патронов. После этого другой герой книги, Жухрай, без сентиментальности и недомолвок рассказал юному мальчику о большой взрослой жизни и предложил попробовать вкус настоящей борьбы. Он говорил, что пришло время, когда нужны сильные личности, которые не станут прятаться по щелям, и Павка со всей искренностью откликается на этот призыв.
Обращаясь к Священному Писанию, вспомним: разве оно, называя христиан солью земли и светом мира, не обращено к нам? Разве не призваны мы к борьбе — только не за светлое будущее, а за вечность? Откликаемся ли мы на зов Христа — или стремимся спрятаться от Него? Не считаем ли, что не всё Евангелие нам надо, но только то, что нам по силам — а остальное пусть исполняют другие?
Уроки, которые даёт главный герой
В романе Островского меня особенно впечатляют несколько эпизодов. Первый — это строительство узкоколейной дороги, на которое отправляются молодые люди. Они едут туда не для заработка — им ничего не платили. Там можно было только потерять: свою жизнь — потому что в округе орудовала банда, здоровье — потому что трудиться приходилось в нечеловеческих условиях. Там порой даже не кормили, потому что не успевали подвозить хлеб. Но неслучайно один из героев говорит: «…Построить при таких собачьих условиях, при таком оборудовании и количестве рабочей силы невозможно. Но зато все до одного знают, что не построить — нельзя».
Они знают, что если не построят узкоколейку, то к городу нельзя будет подвезти дрова, он окажется в плену мороза и многие люди погибнут. В этом проявляется жертвенность строителей. Когда объявили, что сменить их некому, часть рабочих остаётся, несмотря на все трудности. Личное отодвигается в сторону, на первое место выходит забота о ближнем. Это решение поистине христианское, хотя принявшие его люди этого не знают. Главный герой работает до изнеможения, до того момента, пока не падает без сил от воспаления лёгких. Возможно, поэтому Бог исцеляет его тогда, когда это уже практически невозможно.
После болезни Корчагин приходит работать в самый обычный цех, и что он видит вокруг себя? Халатность, двуличие, разгильдяйство и полную антисанитарию. Не желая мириться с таким положением вещей, он собирает вокруг себя людей, которые в свободное от работы время остаются и убирают цех. Они говорят, что не могут работать, видя вокруг грязь — и читатель понимает, что эти слова касаются не только цеха, но и всей жизни в целом.
Как это всё касается нас? Давайте разберёмся. Человек, движимый идеей о свободе, равенстве, братстве и светлом будущем, убирает место, важное для него, украшает его даже в ущерб своему отдыху. А что делаем мы ради важного для нас места — храма? Во многих храмах некому убрать после воскресного богослужения. А сколько сил требуется, чтобы организовать престольный праздник, например! К сожалению, помощь приходит только после призыва священника, а ведь всё это должно делаться по велению сердца и совести.
Ещё один момент меня зацепил, процитирую его: «Вечерами допоздна Корчагин застревал в публичной библиотеке. Он завёл здесь прочное знакомство со всеми тремя библиотекаршами и, пуская в ход все средства пропаганды, получил наконец желанное право свободного просмотра книг. Подставив лесенку к огромным книжным шкафам, Павел часами просиживал на ней, перелистывая книгу за книгой в поисках интересного и нужного». У главного героя, несмотря на тяжёлый труд, была жажда познания окружающего мира и всего, что им движет. А что мы, верующие? К сожалению, у нас подавляющее большинство прихожан не читает богослужебные тексты, потому что не считает это нужным. То, что должен знать каждый христианин, вообще не интересует людей, считающих себя воцерковлёнными.
Чтобы не было мучительно больно…
Если убрать из книги Островского всю идеологическую составляющую, то окажется, что она — о служении великой цели. Все помнят главный тезис произведения: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому главному в мире — борьбе за освобождение человечества». Если после тире поставить слова «служение Господу Богу и Матери Церкви», то это будет кодекс христианина, и идея его прекрасна.
Думаю, каждый верующий должен периодически задавать себе вопрос, не будет ли ему стыдно за бесцельно прожитые годы. Мы проводим время в храмах, которые совершенно не любим, не проявляем в деле спасения и толики того рвения, которое проявляли молодые комсомольцы ради приближения светлого будущего. А ведь у них отняли Бога, вместо Него дали комсомол. У них не было вечности — они в неё не верили, они о ней не знали. Они гибли за правое дело, не ожидая награды. А мы верим в вечность, верим в воскресшего Христа — но почему-то так мало делаем…
Господь проливал за нас кровь, а мы даже ради спасения собственной души не способны потрудиться в родном храме. Задумывались ли мы, что люди, которые должны быть антигероями, которые противопоставлены даже мысли о христианстве, могут быть теми благоразумными разбойниками, которые попадут в Царствие Небесное? Никто ведь не знает, как закончились их жизни, что они говорили перед смертью — и насколько простирается милосердие Божие. Может, эти разбойники сделали намного больше добрых дел, нежели мы — номинальные православные?
Эта книга всегда меня подстёгивала что-то делать — даже тогда, когда не было ни сил, ни желания трудиться. Я вспоминал, что делали те люди ради совершенно других целей — и осознавал, что для обретения Царствия Божия надо предпринимать хотя бы такие же усилия. Мы — верующие? Значит, нужно трудиться, нужно понять, что мы православные не на пару часов в неделю. Христианство — это вся наша жизнь.
Записала Екатерина Щербакова