Протоиерей Владимир Шутов
Как воспитывать детей, чтобы они выросли верующими и успешными?
Нужно ли ориентировать ребёнка на успешность — или достаточно воспитать его верующим? Правильно ли формировать пренебрежение ко всему земному — или это перегиб, которого стоит избегать? Наконец, кто такой успешный человек в целом и какими качествами он должен обладать? Побеседовали об этом с протоиереем Владимиром Шутовым, настоятелем храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.
Вечный вопрос
Этот вопрос стоит перед нами точно так же, как стоял перед всеми нашими предками. Испокон веков человека волнует, как и к чему стремиться, какие цели в жизни ставить и как воспитывать детей. В истории остались сотни имён тех, кто размышлял о воспитании и пытался найти лучшие способы вырастить гармоничную личность. Их опыт важен и ценен, их труды издают и изучают.
Как воспитывать детей верующему человеку? Он воспринял проповедь Христа и Его заповеди, но также хочет иметь успех в своей повседневной жизни. Думаю, в этом вопросе христианину, с одной стороны, немного трудней, а с другой — немного легче, чем человеку неверующему. Легче потому, что если мы идём по заповеданному Христом пути, Господь нам помогает, дела наши благословляет и добрые намерения целует, как говорил святитель Иоанн Златоуст.
Успех — это про деньги?
Если у нас есть намерение воспитать успешного человека, то прежде всего нужно понять, что мы вкладываем в слово «успех», ведь у разных людей представление об успешности разное.
Душа человеческая высока и непостижима, развитие её — это цель жизни каждого из нас. Спаситель призывал: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Нельзя ограничить это совершенство какой-то одной областью: религиозной, интеллектуальной, культурной. Нам говорится о всеобщем совершенстве души, и этот процесс не имеет никаких ограничений, более того: не прилагать усилий в этом направлении даже греховно. Поэтому воспитывать успешных членов общества — это задача нашей традиции, нашей Церкви.
Если посмотреть на реалии современного общества, то оказывается, что оно ограничивает нас, понимая под успешностью только финансовое благополучие. Предполагается, что если у человека есть заводы-пароходы, зарплата с большим количеством нулей и в определённой валюте — значит, это успешный человек. Но так ли это? Думаю, такой взгляд не только ограничивает, но и оскорбляет человека. Мы ведь живём не ради финансового благополучия, оно — лишь одно из составляющих успеха!
У Роберта Бёрнса есть стихотворение, которое начинается так:
Был честный фермер мой отец.
Он не имел достатка,
Но от наследников своих
Он требовал порядка.
Учил достоинство хранить,
Хоть нет гроша в карманах.
Страшнее — чести изменить,
Чем быть в отрепьях рваных!
Мне очень по душе идея, что честь и достоинство выше богатства. К сожалению, современное общество проповедует совсем иные взгляды.
Успешный человек — это человек многогранный: культурный, религиозный, образованный, чуткий к беде ближнего, поэтому и воспитание его должно быть многогранным. Мы не можем воспитывать только в каком-то одном направлении — например, развивать только физически или нравственно, — нужна совокупность этих направлений. Прекрасно, если среди них будет и религиозное.
Как воспитать верующего человека?
Что такое воспитание? Это процесс воздействия родителей или других взрослых на душу ребёнка, формирование его чувств, воли, совести и так далее. Здесь сразу приходят на ум слова апостола, который говорит, что чувства должны быть «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). То есть одна из целей воспитания — формировать у ребёнка чувства так, чтобы он понимал, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому прежде, чем выбирать методы воспитания, надо осознать, что мы хотим вложить в его душу, к какой цели стремимся.
Читая любой закон об образовании, можно увидеть, что всё сводится к одному: школа должна способствовать тому или иному развитию. Что кроется за всеми этими общими словами — непонятно, потому что неясен нравственный идеал современной школы. Для верующего человека это Христос, для неверующего же нравственных идеалов может быть масса.
В процессе воспитания ребёнка главное — осторожность. Причём в сфере души она должна быть большей, чем в какой бы то ни было другой. Например, возьмём физическое воспитание. Нужно оно? — конечно. Но что, если у ребёнка слабое здоровье? Станем ли мы заставлять его выполнять нормативы здоровых детей? — нет, потому что это может привести к летальному исходу. То же самое произойдёт, если мы начнём насильно осуществлять религиозное воспитание. Воспитуемый будет жив, конечно, но вера его умрёт — вспомним историю жизни Антона Павловича Чехова, например.
Успешность и святость
Каждое новое поколение пытается отринуть то, что накопили поколения предыдущие. Мы живём в ХХІ веке, и снова рождаются новые теории воспитания, отрицающие старые — причём не только ошибочные, но и прекрасные. А ведь некоторые из них хорошо зарекомендовали себя в формировании успешных людей — так почему бы ими не воспользоваться? Разве успешных людей не было раньше? Разве святые — это не успешные люди? Среди них были и очень состоятельные, реализовавшиеся в обществе личности — например, святой Иоанн Дамаскин, который был вторым человеком в государстве. Богатый, умнейший, достигший самых больших высот, каких может достигнуть чиновник. Однако его успешность, как и успешность других святых, не в богатстве, а в том, как он развил себя. Она не в финансовом благополучии, а в том, что человек постоянно творит, ставит перед собой цели и достигает их. Он честный, ответственный, трудолюбивый. Вот эти качества и нужно воспитывать в ребёнке.
Есть очень интересная книга Ольги Муравьёвой «Как воспитывали русского дворянина», в которой содержится много размышлений о том, как нужно развивать ребёнка, если цель родителей — воспитать успешного человека. Ещё один прекрасный и очень основательный труд — «Человек как предмет воспитания», написанный величайшим педагогом прошлого К. Д. Ушинским. Он писал о том, что всё, чем мы питаем ребёнка, должно быть высококачественным — как то, чем питается тело, так и то, чем питается душа. Очень рекомендую эти книги к прочтению! Они помогут с другой стороны взглянуть на процесс воспитания.
Молитва
Ещё одно средство воспитать успешного человека — это постоянная молитва о нём и вместе с ним. Зачем это нужно? — чтобы сделать нашего Творца соучастником воспитания членов Царствия Небесного. Когда ребёнок видит, что о нём молятся, в нём формируется знание, что есть Тот, к Кому можно прибегнуть в самые тяжёлые минуты жизни, Кто всегда поможет. Какое отношение это имеет к формированию успешной личности? — прямое: мы даём ребёнку опору на всю жизнь. Без опоры существовать очень трудно, Спаситель же — опора несокрушимая. Можно потерять родителей, родственников, друзей, но Христа окончательно утратить невозможно.
Опасения верующего родителя
У верующих родителей может возникнуть опасение: вот я воспитаю ребёнка в вере, а он станет подвижником и уйдёт либо в монастырь, либо в лес, спасаться — и как тогда быть, кто воды в старости принесёт? Мне кажется, что бояться этого не надо — равно как и того, что выбравшего такой путь человека не будут считать успешным в современном обществе. На мой взгляд, только успешный может на такое решиться. Я думаю, что главное — дать ребёнку возможность стать тем, кем он хочет, развить его таланты. Если он хочет быть монахом или уйти куда-нибудь в затвор — пусть, если ему это нужно.
Мы, родители и воспитатели, должны быть крайне осторожны в таких вопросах, как выбор ребёнком жизненного пути, образования, супруга, друзей. Мы должны его направлять и формировать базовые основы личности — честь, благородство, достоинство, веру, ответственность. Подрастая, ваш ребёнок выберет, где и как эти качества применить, уже сам. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Не мешайте Господу действовать». Господь выведет ребёнка на ту тропу, на которой он будет счастливым и успешным, потому что начнёт заниматься своим любимым делом и получать от этого радость. Главное Ему в этом не помешать нашей родительской волей. Можно растить успешного музыканта только в том случае, если ребёнок имеет талант и любовь к музыке, но не потому, что папа так решил.
Как говорил педагог Антон Макаренко, сначала воспитание, потом — образование. Забывая о воспитании, мы придём к дисбалансу, какое бы прекрасное образование своим детям не дали. Такой ребёнок получит знания, но успешной личностью не станет. А Константин Ушинский писал, что, прежде чем воспитывать, нам самим нужно развиваться. Воспитание ребёнка — это большая ответственность. Родителю нужно погружаться в очень многие сферы. Надо знать, чему учит школа, что изучают по тем или иным предметам, читать, обсуждать вместе с ребёнком героев книг и их поступки. Надо говорить о психологии, этике, этикете и многом, многом другом. Нам, родителям, следует развиваться. Если мы только работаем и приносим домой батон и колбасу, этого недостаточно, чтобы быть хорошим родителем и формировать успешного человека.
В чём же суть успешности?
Процесс воспитания верующего и успешного человека очень трудный и очень благородный. Он даёт лучшие результаты, когда воспитатель опирается на помощь Божию.
В современном обществе сформировались очень чёткие критерии успешности. Однако я глубоко убеждён: всем родителям очень приятно видеть, что их дети возрастают людьми чистыми, открытыми, трудолюбивыми. Что они несут в мир любовь, от которой он становится немного лучше. А финансовое благополучие придёт, но в той мере, в какой надо будет для каждого конкретного ребёнка. Господь об этом обязательно позаботится.
Святая Церковь накопила огромный опыт, пользуясь которым можно вырастить достойного, успешного человека. Поэтому прежде чем изучать каких-то современных педагогов и психологов, давайте обратимся к её бессмертному наследию. Изучим его, а потом уже обратимся к опыту современников, чтобы знать, чем живёт мир, в котором живут наши дети.
Беседовала Екатерина Щербакова