Протоиерей Владимир Шутов
Как стать духовно богатым человеком?
Что такое духовное богатство? Как его обрести? Читать духовную литературу? Молиться? Ходить на богослужения? Протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново, помог разобраться в вопросе.
Богатство или убожество?
Прежде всего, стоит разобраться, что такое духовное богатство. Нередко духовно богатым считают человека, хорошо разбирающегося в искусстве, имеющего большой культурный кругозор, образованного и так далее. Конечно же, это не так.
Человек состоит из тела, души и духа. Он может сосредоточить себя и свою жизнь на каждом их этих уровней — телесном, душевном или духовном. Например, есть люди, которых заботит только материальный достаток. Они хотят быть финансово независимыми, видят смысл жизни в деньгах, которые позволяют жить, как хочется. Такой человек не может называться богатым, потому что слово «богатый» происходит от праславянского «bogъ» — «бог». Скорее, его можно назвать противоположным по значению словом — убогий. Богат тот, кто в Бога богатеет.
Приведу пример. Бог, создавая нашу планету, заключил в её недра разные полезные ископаемые. Он знал, что человечество будет развиваться и однажды найдёт способ добывать их и использовать себе на пользу. Так и произошло. Однако нашлись люди, которые превратили Божий дар в средство собственного обогащения. Можно ли назвать их богатыми? Нет, скорее — состоятельными, обеспеченными и убогими, потому что они переживают только о своей выгоде.
Культурный, образованный, но не духовный
Другой тип людей — те, кто заботится об эмоциональной, чувственной составляющей своего существа — о душе. Такого человека радует не только богатство, но общение с природой, прослушивание прекрасной музыки, созерцание картин, чтение книг. Такой человек становится, безусловно, культурным, но не богатым в обозначенном нами смысле. Это образованный человек, просвещённый, начитанный, но не духовный.
Если жизнь человека поднимается на более высокий — духовный — уровень, он начинает понимать: за всем, что он имеет, стоит Творец, Который создал мир и законы этого мира, как физические, так и духовные. Он осознаёт, что общение с Творцом сделает его более богатым: Бог даёт ему то, чего он никогда не имел. Материальные средства условны: кто-то более сильный или хитрый может прийти и отнять их. Культурные ценности тоже могут подвести. А вот если за всем мы видим Бога, Его заповеди, то обретаем сокровище, которое отнять невозможно.
Богатые верой
Апостол Иаков сказал: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2:5). Какой интересный парадокс! Здесь говорится о богатстве веры, что открывает нам врата духа, и мы начинаем совершенно иначе оценивать значение финансовой независимости и культурного уровня, которых мы достигли. Мы понимаем, что всё это имеет смысл только при нашем стремлении к богоподобию. Если мы не видим во всём этом Бога, то и богатство, и культурное развитие могут приводить только к конфликтам, нестабильности и напряжённости в личной и общественной жизни.
В «Социальной концепции Русской Православной Церкви» написано: «Греховное отношение к собственности… порождает разделение и отчуждение между людьми». Состоятельный человек думает: «Как заработать больше?» Духовно богатый — «Как мне поступить с тем, что я имею, чтобы угодить Богу?» Святой Амвросий Медиоланский учит нас: «Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же». Господь нашими руками даёт другим людям. Когда человек это понимает и старается применять в своей жизни, тогда он становится духовно богатым. Он заботится не о себе, а о других. Широта восприятия мира у него с каждым днём становится больше и больше. Как добрый самарянин, он уже не может пройти мимо страждущего, не находит оправданий для этого.
Неравнодушие и сила веры
Духовно богатым может быть и самый простой и необразованный человек, и олигарх, и представитель богемы. Господь этот дар даёт всем, кто желает.
Бывает так, что человек пришёл в Церковь, ходит на службы, но не видит Бога. Дело в том, что Господа можно увидеть только тогда, когда начинаешь поступать, как Он заповедал и как Он поступал. Когда защищаешь обиженного, кормишь голодного — словом, помогаешь, проявляешь неравнодушие.
Вспомним исцеление кровоточивой: «И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8:45-46). Мы все тоже прикасаемся к Господу, прося о чём-то, но не имеем такой веры, чтобы от Него изошла сила, которая помогла бы нам преодолеть житейские трудности. Когда, благодаря ежедневному молитвенному труду, уровень нашего духовного богатства будет повышаться, тогда мы сможем обращаться к Богу с молитвой, и Он, посылая Свою благодать, будет немощное врачевать и оскудевающее восполнять.
То, что невозможно отнять
Духовное богатство невозможно отнять. Оно перейдёт с человеком из этого века в будущий. Им обладали святые угодники, которые своими молитвами к Богу творили то, что мы называем чудесами. На самом деле часто это были не чудеса, а добрые поступки, неравнодушие. Святитель Николай видел, что отцу тяжело вырастить дочек — и потому он пришёл и дал ему денег. Однако в то время вокруг жило множество людей, которые видели ситуацию того человека, возможно, даже скорбели о нём, говоря: «Ах, как нехорошо! Случается же такая несправедливость!» Но только святитель взял и совершил добрый поступок.
Угодник Божий — это тот, у кого есть желание послужить Богу и Церкви. Надо трудиться, искать возможности совершать добрые поступки. Это удивительный духовный закон: когда раздаёшь — ты получаешь, а когда накапливаешь — становишься бальзаковским Гобсеком, который всю жизнь копил, и только. Не надо беречь свои средства, чувства. Поплачьте с плачущим, порадуйтесь с теми, у кого что-то хорошее произошло. Помолитесь, проявите внимание. Христианин должен кипеть чувствами! Если же беречь себя — мы станем духовно бедными. Разве этого ждёт от нас Господь?
Записала Екатерина Щербакова