Протоиерей Константин Лисняк
Как сохранить покаянный настрой в предновогодней суете?
На площадях устанавливают ёлки, Дин Мартин и Фрэнк Синатра уже месяц как поют «Jingle bells» и «Let it snow!», магазины сражаются за покупателей с яростью гладиаторов. Ещё только составляются списки подарков и праздничное меню, не куплен горошек для оливье и не смотрены «Ирония судьбы» и «Реальная любовь». Возможно ли среди предпраздничной суеты и круговерти сохранить покаянный настрой? Нужен ли он, ведь Рождественский пост — радостный и лёгкий? Озадачили этими вопросами протоиерея Константина Лисняка, благочинного Соледарского округа.
Покаяние не равно унынию
Мне кажется, что покаянный настрой нужен всегда, независимо от того, идёт пост или нет. Каждый вкладывает в эти слова что-то своё, но в рамках традиций православия покаяние — это метанойя, то есть изменение ума, мысли. Какое отношение к этому имеют мрачные, суровые лица, напускное благочестие и тому подобные вещи?
Покаянное состояние — это постоянное духовное упражнение верующего человека. Об этом замечательно сказал митрополит Антоний Сурожский: «Когда мы думаем о покаянии, нам всегда представляется тёмная или серая картина скорби, сжатого сердца, слёз, какого-то неизбывного горя о том, что наше прошлое такое тёмное и недостойное: недостойное ни Бога, ни нас самих, ни той жизни, которая нам предложена. Но это только одна сторона покаяния или, вернее, это должно бы быть только одно мгновение. Покаяние должно расцветать в радость и в подвиг. Без этого покаяние бесплодно, без этого то, что могло бы быть покаянием, превращается в раскаяние — бесплодное и, часто, такое, которое убивает жизненную силу в человеке вместо того, чтобы его возбуждать и обновлять».
Цель поста
Плоды поста — это дисциплина, внимание и сосредоточенная молитва. Воздержание от определённой пищи помогает человеку в достижении этих результатов. Гастрономическая часть имеет служебное назначение, а вовсе не основное. Самое главное — понимать, какова цель поста. Мы каемся в своих грехах, просим у Бога помощи, чтобы изменить свою жизнь. Вот что такое покаяние, а вовсе не депрессия, уныние, печаль, бессмысленное самоедство и самобичевание. Покаяние — это радостотворный плач, как учат святые отцы, то есть состояние духа бодрости, радости, желание молиться, трудиться. Надо находиться в активном состоянии. Конечно, в зимнее время, когда день короткий, холодно и темно, с бодростью не очень хорошо, но нужно стараться её стяжать.
Не мешайте радоваться
Что касается новогодних атрибутов — шампанского, оливье и фильма «Ирония судьбы» — мне кажется, всё это возрастные вещи. Для ребёнка запах ёлки, подарки, атмосфера таинственности — это прекрасно, я только за, чтобы детям устроили праздник. А люди взрослые, воцерковлённые неужели ещё ставят для себя вопросы, можно ли веселиться, праздновать Новый год? Пусть каждый решит это сам. Запрещать родным праздновать, доказывать, что они все грешники, если отмечают — это смешно и несерьёзно. Зачем портить людям настроение? Нет худшего сценария, чем ссориться, конфликтовать и осуждать в пост. Нет ничего печальнее, чем верующий человек, который всем навязывает свои каноны и правила. Надо спокойно и снисходительно относиться к людям, быть максимально доброжелательным. Строгость можно проявлять только к себе. Евангелие говорит о любви, надо помнить об этом. Можно или нельзя праздновать и радоваться — пусть решает каждый сам для себя.
Самое главное — чтобы наша вера не была поводом для разборок и скандалов. Ни в коем случае нельзя никому ничего навязывать и требовать, соблюдения поста — особенно. Дети, муж, родители — нельзя их давить, тащить в пост. Невольник не богомольник. Личным примером, своей жизнью — пожалуйста, проповедуйте. Христианство можно только предложить, а навязывать нельзя ни в коем случае. Все наши каноны, уставы, типиконы — это не категорический приказ, а призыв, приглашение к подвигу, и никакого духовного экстремизма здесь не должно быть. Нельзя нарушать свободу человека. Христос говорил: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
В преддверии Рождества не забыть о Христе
Каждому христианину надо разобраться, в чём смысл Рождественского поста. Святые говорят, что это время созерцания Христа, то есть нам надо думать о Боговоплощении. Святитель Афанасий Великий учил: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Об этом надо поразмышлять! О том, что Богомладенец Христос должен родиться в пещере сердца каждого из нас. Надо понять, кто для вас Христос, почитать о Нём Евангелие, помолиться Ему — а то у нас люди часто кому только молитвы и акафисты не вычитывают, а про Спасителя забывают. Надо подумать, почему Он такой необыкновенный, даже странный порой. Поразмышлять о Его общедоступности для всех: родился в убогой пещере, не был богатым вельможей или священником. Вот на этом надо сосредоточиться — на богомыслии, созерцании Христа. К этому можно призвать наших верующих, я бы, по крайней мере, просил бы в эту сторону устремить свой духовный взор. Полезно его обратить и внутрь себя, научиться быть в присутствии Бога, постоянно чувствовать Его присутствие, понимать, что Он вездесущ и всеведущ.
Не доводить себя до изнеможения
Вместо этого наши верующие заняты кулинарной стороной поста. Более того: любят поститься до изнеможения. Как священник и медик я наблюдаю эту ошибку каждый год. У человека может быть целый букет хронических заболеваний, но он продолжает поститься со всей строгостью. Может даже в храм не прийти из-за обострения болезни, но не хочет нарушить пост. Говорю прихожанам, что в пост надо причащаться чаще, чем обычно, бывать на богослужениях, слушать богослужебные тексты. Прошу после пятидесяти лет делать «поправку на ветер» — то есть на возраст и проблемы со здоровьем. Надо понимать, что «Типикон» — это устав палестинского мужского монастыря, то есть предназначен для мужчин, к тому же живущих в совершенно иных климатических условиях. Многие вещи типа сухоядения неприменимы к мирянам.
Самое важное о причастии
В пост надо делать акцент на другом: посещении литургии, исповеди и причастии, отношение к которому у нас тоже часто неверное. Многие воспринимают его как приз за хорошее поведение, на самом деле Евхаристия — это самое мощное лекарство для исцеления человека от болезни (греха) и её последствий. Вас всё достало на работе, проблемы в семье, раздражают люди — так идите же в храм, исповедуйтесь, причаститесь, примите Христа в себя, а потом почувствуете, какая радость поселится в душе, какие утешение, мир, покой придут. Захочется всех обнять, помириться, позвонить тем, с кем давно не виделся. Всё это — плоды благодати Божией, которая врачует душу человека. Люди вторят одно и то же: «Я не готов, я в следующий раз, я каноны не вычитывал, не постился!» А в следующий раз их уже нет в храме. Иногда приходится чуть ли не на хитрость идти, чтобы уговорить человека причаститься.
Наша задача — не чистенькими и лакированными пойти ко Христу, а напомнить себе в очередной раз, какими грешниками и животными можем порой быть. При этом не забывать, что именно к таким пришёл Христос. Причастие — не медаль за хорошее поведение. Мы причащаемся потому, что не можем без Бога. «Господи, без Тебя мне плохо! Иду к Тебе, чтобы не умереть!» — вот адекватное отношение к причастию. Причащаюсь не потому, что заслужил, качественно подготовившись, а потому, что не могу без этого: не научился прощать, не могу понять толком, что такое любовь. Расслаблен: не могу открыть Евангелие, не могу молиться, не могу ничего вообще. А когда причастишься — сразу как будто крылья вырастают, ветер наполняет паруса души и можно идти дальше по пути, указанному Христом.
Выбрать своё
Архимандрит Савва (Мажуко) говорит, что время поста — это не время расслабления, депрессии, уныния и телесной слабости, но время радости, труда и богомыслия. Мне очень близко такое отношение к посту. Труд, активность, бодрость, вдохновение — как это замечательно! Ограничения поста дают свои плоды, но они должны быть у каждого свои. Если женщина не знает, «чем их завтра опять кормить», с этой мыслью встаёт и ложится — и к тому же ещё старается как-то пост соблюдать — как можно требовать большего? Человек по мере сил старается делать что-то ради Господа — замечательно! Надо поддерживать, хвалить и радоваться таким попыткам.
Мне кажется, что грядущие праздники только дополняют радость поста. Главное — не допускать чревоугодия, пьянства, каких-то излишеств. Христианин имеет возможность показать на своём примере, как можно провести эти дни. Главное — проявить любовь, а не подчёркивать, какие мы суперверующие. Конечно, это не повод попрать все каноны. Главное — выбрать своё.
Подняться на новый уровень
Мне понравились слова Льва Толстого: «Без любви жить легче. Но без неё нет смысла». Религиозный фанатизм не должен вытеснять главного. Как говорил уже упоминаемый мной отец Савва, наша религиозность убивает веру во Христа. Одно дело — религия, другое — вера и жизнь по вере. Религиозный фон — внешнее проявление религиозного чувства — это форма, которая не должна заменять собой содержание. В религиозности можно докатиться до фарисейства и убийства Бога. Она не должна всё пожирать и вытеснять из души. В христианстве есть место радости, прощению, снисхождению к человеческой немощи. Да, не надо допускать полной расслабленности, нужно трудиться, молиться, поститься в известной степени, но для этого надо, прежде всего, Писание изучать, вникать в него. Очень важно и толкования читать, и святых отцов, и самообразованием заниматься. Нужно подниматься на новый уровень, учиться любить, ведь любовь выше всего: правил, запретов и прочего. Христос — это Творец и Создатель, который унизил Себя до уровня боговоплощения, пришёл в мир, который Сам создал, стал его частью. Это же потрясающе! А люди идут в храм не за этим, а выяснить, куда какую свечку поставить и когда какой сорокоуст заказать. Для них всё заканчивается на религиозном уровне, а зачем Христос приходил, что Он говорил, о чём Евангелие — это никому не нужно.
Надо включать голову, проявлять творчество. Стереотипное мышление в Церкви, когда рубят с плеча, недопустимо. В жизни всё намного сложнее, чем в теории. Постараемся же думать, развиваться, держаться золотой середины и избегать крайностей, которые к добру не приводят!
Беседовала Екатерина Щербакова