Протоиерей Михаил Фоменко
Как понять, угоден ли твой пост Богу?
Фото: Александр Коваленко, photosight.ru
Каждому человеку, который берётся за какое-либо начинание, хочется знать, правильно ли он делает то, за что взялся. Возможно ли это в отношении поста? Есть ли какие-то маркеры того, что мы постимся правильно? Размышляет протоиерей Михаил Фоменко, настоятель храма св. вмч. Пантелеимона при ГБ № 2 Горловки.
Пост — это такой период в жизни христианина, когда он откладывает привычные дела и занятия и посвящает это время Богу. В нашем языке это слово неизменно связано с ответственностью за какое-то важное дело. Для христианина это важное дело — изменение себя в лучшую сторону, поэтому всем нам нужно правильно проводить время поста.
Если открыть Священное Писание, то можно прочесть, что Сам Спаситель говорит о том, как надо поститься: «… когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18).
Нам нужно понять, правильно ли мы поступаем в пост, можем ли достичь в течение него какой-то цели. Для этого надо задать себе вопрос: для чего я пощусь? Какую цель преследую? Мы должны осознать, что пост — это средство для достижения высоких духовных целей. Человек в пост себя немного сковывает, ограничивает. Зачем? — он должен научиться себя контролировать, чтобы плоть и сердце были подчинены разуму. Это наша главная задача.
Если человек постится, но при этом гневается, осуждает, завидует, то этот пост не может быть угоден Богу. Пост — это время, когда христианин отказывается от каких-либо материальных удовольствий, а духовную жизнь развивает в ускоренном темпе.
К сожалению, нередко в нашем сознании пост — это время грустное. На самом деле это не так. Господь задаёт нам цель поститься постом приятным и благоугодным Ему. Очень важно, чтобы человек во время поста был радостным от того, что посвящает период своей жизни Богу.
Есть такое мнение, что каждый человек во время поста становится монахом. Думаю, нужно стараться во время поста — не важно, какого именно — открыть для себя мудрость и глубину монашеской жизни. Этим тоже можно угодить Богу.
Бог не требует от нас ничего, однако надо понимать, что есть вещи, которые Ему угодны, и то, что Ему мерзко. Из стихир поста мы узнаём, что мерзость пред Богом — это гнев, раздражение, зависть, непокорство, отсутствие смирения. Чтобы пост был угоден Богу, нужно не делать того, что Ему противно. Мало отказывать себе в еде, нужно духовную жизнь поднимать на новый уровень.
Пост помогает преодолевать грехи. Для этого в Церкви есть всё: святые таинства, которые поддерживают духовно и телесно, особые богослужения и молитвы. Именно в это время нам легче побороть в себе какие-то старые привычки. Это время предназначено для изменения нашего ума, и надо стремиться к этому изменению. Такой пост Богу угоден. Но ощутить это, получить какой-то знак Божий, что ты правильно постишься, думаю, не получится. Какие-то маркеры нужны не Богу, а нам. Он такие вещи явно не показывает, потому что человек может впасть в состояние духовной прелести, когда перестаёт адекватно оценивать реальность. Во всевозможных знаках большой соблазн, поэтому ждать их не стоит.
Иногда люди совершают различные ошибки, считая, что их ограничения непременно будут угодными Богу. Некоторые, например, начинают вкушать очень мало пищи. Но пища — это только одна из составляющих поста. Нужно подключать и другие: и духовную жизнь, и воздержание от развлечений, но главное — усилить молитвы и приобретать добродетели.
Чем более человек возрастает духовно, тем меньшими ему кажутся его духовные плоды, поэтому если пост кажется угодным Богу, это повод насторожиться. Христианин должен умом понимать, что никаких духовных высот он не достиг, а сердцем радоваться, что у него есть духовный опыт. Ещё раз повторю: нужно правильно выбирать приоритеты, ставить цели и идти к ним. Верующий во время поста очень похож на пружину: сначала сильно сжимается, а потом с той же силой разжимается. Нужно иметь умеренность и до поста — и в еде, и в помыслах, и в развлечениях, — а во время поста немного увеличить строгость. Тогда получится настоящий христианский, богоугодный пост.
Важно, чтобы у верующего был духовный наставник, который поможет ему преодолевать различные сложности. Представим, что человек впервые решил покорить какую-то гору. Пойдёт ли он на неё один? — вряд ли. Ему нужен помощник, который будет подсказывать, что и как сделать. Тогда он добьётся своей цели. Если же он будет рассчитывать только на свои силы и способности, это может закончиться очень печально. Человек может сорваться или, если у него что-то не получилось, сказать: «Это нереально, я этого больше никогда делать не буду». Так и с постом. Нужен опытный человек, который объяснит, с чего начать, как себя вести. Это не обязательно должен быть священник, но непременно — опытный христианин, который его любит и уважает: родственник, друг, коллега. Думаю, разумно обращаться за помощью к человеку, который может оказать поддержку не только советом, но и молитвой, что очень важно.
Записала Екатерина Щербакова