Протоиерей Константин Лисняк
Как понять, случилось ли с человеком личное преображение?
Есть люди, претендующие на то, что они особенно духовны. Как понять, правда это или лицемерие? Поговорили с протоиереем Константином Лисняком, благочинным Соледарского округа.
Мы все больны
Я служу в Преображенском храме, поэтому для меня слово «преображение» родное и важное. С точки зрения святоотеческого учения нашей Церкви преображение — это смысл духовной жизни христианина. Это спасение, исцеление поражённой грехом души.
Каждый человек повреждён грехом. Мы все помним, что однажды случилась катастрофа космического масштаба — грехопадение. После этого события мы стали стареть, болеть, страдать и умирать. Из-за колоссального масштаба повреждения Сам Бог вмешался в ход событий: Сын Божий пришёл в мир, воплотился и умер за него. Так что мы не можем иметь никаких иллюзий насчёт себя: мы все грешны.
Священное Писание говорит нам о том же: «Всяк человек ложь» (Пс. 115:2), «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8), «Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. 3:4). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что даже люди, которые живут очень напряжённой и внимательной духовной жизнью, впадают в грех и вынуждены постоянно каяться. То есть все больны, найти здорового невозможно, особенно в сфере духовной. Потому все мы и молимся каждый Великий пост словами святого Ефрема Сирина: «Даруй мне зрети моя прегрешения», — то есть просим открыть нам наше внутреннее состояние, стремимся познакомиться с собой предельно близко. Это возможно с помощью спокойной, нормальной духовной жизни. Однако такая жизнь не приводит к покою и удовлетворённости — наоборот, чем внимательнее человек относится к себе, своим чувствам, поступкам, мыслям, тем больше поводов каяться обнаруживает. Думаю, каждый священник сталкивался с ситуацией, когда на исповеди люди сокрушаются о том, как стыдно им снова и снова каяться в одном и том же. Они огорчены, что не видят в себе перемен, не могут исправиться. Приходится объяснять им, что это нормально — просто раньше они не замечали какие-то стороны своей жизни, а теперь у них открылось духовное зрение и они потихонечку начинают знакомиться с самими собой.
О духовных ловушках
Духовная жизнь призывает нас к знакомству с собой и покаянному настроению, которое помогает человеку почувствовать необходимость в Спасителе и Его Божественной помощи. На этом пути не может быть никаких фантазий по поводу достигнутого просветления или святости. Если человек ищет какие-то прозрения, сладостные состояния, Божественные дары и считает себя достойным этих даров, то он находится в духовной опасности. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одной из глав о духовной прелести пишет о монахе, который зимой ходил в одном подряснике, почти не ел и не испытывал голода, практически не спал. При встрече святитель поговорил с ним по методу Сократа: не обличал, но задавал вопросы, отвечая на которые человек обличал себя сам. После беседы он попросил «подвижника» читать молитву Иисусову — и объяснил, как это делать в соответствии с учением святых отцов. Через время монах вернулся к святителю в шубе и валенках и стал обвинять его, рассказывая, что он постоянно спит, не может наесться, всё время мёрзнет. Демоны тщеславия, которые помогали этому человеку, отошли от него, потому что он стал молиться в духе истины. В итоге у него сразу проявились все его немощи.
Есть и противоположные случаи. Один из современных богословов рассказывает о некоем монахе Харлампии, который своему молодому послушнику дал правило: читать молитву Иисусову четырнадцать с половиной тысяч раз в день, причём чётко, громко и слитно — «чтобы бесы между словами не влезли». Когда юноша прочитывал всё, что требовалось, у него появлялась сладость во рту, и горе-подвижник был рад таким «духовным дарам» своего духовного чада.
Духовная прелесть — это ложное восприятие самого себя, самообман. Страшное состояние, потому что оно может довести человека до сумасшествия и даже самоубийства. Святой Паисий Святогорец рассказывал о монахе, который считал себя настолько духовно высоким, что не хотел подчиняться какому-то игумену, поэтому ушёл из монастыря в келью, где жил один. Он стал одержим демоном и повредился рассудком, после чего его вынуждены был поместить в психиатрическую клинику. К сожалению, таких случаев немало.
Плоды преображения и признаки прелести
Приметы истинного преображения — это состояние кротости, смирения и любви. Плоды его — это дары любви, о которых так прекрасно пишет апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4-7). Человек, как и дерево, познаётся по плодам. Смотрите на них — и всё поймёте.
Святой Феофан Затворник пишет: «Если человек в прелести, это тотчас обнаружится в его взоре, несколько диком, и особенно в упорстве стоять на своём». Упрямство, упорство, нежелание подчиняться, отказ признавать иерархию, сосредоточенность на себе и неких удивительных «дарах» якобы от Бога — вот что отличает человека, находящегося в прелести. У протоиерея Александра Ельчанинова есть труд, который называется «Демонская твердыня», в которой он приводит ступени духовной прелести — можно почитать, очень полезно. Всякий человек склонен к прелести, потому что, по словам преподобного Макария Великого, природа человеческая имеет в себе нечто горделивое. Мы все в прелести, а тот, кто думает, что он не в прелести, — в глубокой прелести. «Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести», — утверждал преподобный Игнатий Брянчанинов.
Человек, который ведёт нормальную духовную жизнь, строго судит себя и снисходительно относится к другим. Он не лезет с нравоучениями, никого не пытается переубеждать, не навязывает своих проповедей, не принуждает воцерковляться ближних. Настоящие подвижники — спокойные, почти незаметные люди. Не случайно в Писании сказано, что последние будут первыми. Скромный монах, который стоит в углу храма, где его никто не видит, может, один только на весь храм и молится по-настоящему. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Только тот наиболее знает самого себя, кто считает себя за ничто. А кто думает о себе, что он нечто, тот на самом деле ничто, хотя и не так о себе думает».
В чём наша цель?
Мы часто ничего не знаем о том, кто мы есть. Экстремальные события могут открыть нам глаза на нас самих, на нашу сущность, и не всегда человек оказывается готовым узнать о себе правду. К счастью, в духовной жизни Господь открывает правду о нас постепенно. Обретению этой правды способствует простая, для кого-то кажущаяся плоской и неинтересной, духовная жизнь. Те, кто жаждет подвигов и подвижничества, берутся за тысячи поклонов и бесконечные правила, через время обретают видения, откровения, прозорливость, но они даже не подозревают, насколько эти псевдодары далеки от того, что дарует Господь смиренным и кротким. Главная задача верующего человека — подготовить душу для вечности. Если же в духовной жизни появляется излишний энтузиазм — жди беды.
Как вести себя с человеком, пребывающим в прелести?
Если степень ответственности обязывает вас человека урезонить, надо действовать в рамках закона церковной жизни, благо, они у нас чётко очерчены. Если это равный вам человек, то здесь полезно не бороться с ветряными мельницами. Можно не реагировать — или включить режим Сократа, как советовал святитель Игнатий. Главное — иметь базу для такой дискуссии. К сожалению, мало кто из нас имеет уровень знаний, как у святителя Игнатия, поэтому первое средство — помолиться о заблудшем. Если с таким человеком сталкивается священник, он должен проявлять пастырскую мудрость, но игнорировать таких людей нельзя, с ними нужно работать.
К сожалению, никто не застрахован от такого несчастья. Для мирянина хорошее средство не впасть в прелесть — прислушиваться, что о вас говорят самые близкие люди, ваша семья. Если все утверждают, что с вами что-то не так — они не всегда неправы. Мы все думаем о себе хорошо, но надо найти в себе мужество признать неправоту и исправляться. Уметь не только слушать, но и слышать, что говорят вам родные — великое и очень полезное дело. Культивируйте в себе скромность. Человек, который не мнит о себе многого, хорошо защищён от прелести. Если же он к тому же читает Евангелие, святых отцов и имеет хорошего духовника, с ним всё будет хорошо.
Записала Екатерина Щербакова