Протоиерей Владислав Шестаков
Как показать мир слепому ребёнку?
Белая трость — символ слепоты и основной инструмент незрячих людей. Главная цель Дня белой трости, который отмечается по всему миру 15 октября, — привлечь внимание к проблемам слепых, напомнить о том, что рядом с нами живут тысячи людей с проблемами либо полным отсутствием зрения.
В Горловской епархии ведётся работа со слабовидящими и незрячими детьми. Протоиерей Владислав Шестаков, клирик Крестовоздвиженского храма Горловки, духовно окормляет УВК «Созвездие», воспитанники которого имеют проблемы со зрением. О том, с какими проблемами сталкиваются эти дети, чем им можно помочь, как вести себя с теми, кто вообще не видит либо видит очень плохо, — в его интервью нашему сайту.
Они — не изгои
Зрение — это ценнейшая способность воспринимать информацию. С его помощью человек получает наибольшую часть представлений об окружающем мире. Когда работа органов зрения нарушается, он может начать чувствовать себя ущербным. Мы привыкли видеть цвета, оттенки, улыбки, красоту мира. Человек, который видит плохо, скорее всего, не замечает эти детали — а ведь из них наша жизнь и состоит! Естественно, ему приходится подключать какие-то другие возможности восприятия: слух, осязание.
Потерявший зрение во взрослом возрасте знает, как устроен мир. Ребёнок, который родился со слабым зрением или потерял его очень рано, ещё не знает о нём ничего, и те мелкие детали, которые мы воспринимаем как должное, не видит и не замечает. Поэтому, если он не увидел, как ему улыбнулись, нужно, чтобы он услышал добрые слова, которые заменят нашу улыбку. Если он не видит цветок, то нужно дать ему ощутить вкус чего-то вкусного или похвалить за что-то. Если он не может увидеть красивое, можно подарить ему подарок, которому он сможет радоваться.
Отсюда вытекает принцип работы с этими детьми: нужно доказать им, что они — не изгои, а такие же люди, как и все. Информацию, которую они не получают из-за плохого зрения, можно получать из других источников: общения с людьми, развития сенсорных навыков, применения современной аппаратуры. Задача окружающих людей и воспитателей — научить их приспосабливаться к миру с помощью альтернативного решения проблем, общаться со здоровыми людьми и чувствовать себя уверенно в обществе. Это самое главное.
Ввиду того, что сейчас все государственные учебные заведения находятся на государственном же балансе, финансирование их слабое. К тому же там, как правило, занимаются дети небогатых людей. Поэтому любое участие в их жизни, любая помощь будут чувствоваться.
Отец Владислав с воспитанниками УВК «Созвездие»
Дети радуются самому обычному общению
Наш храм сотрудничает с учебно-воспитательным комплексом для слабовидящих детей «Созвездие». На его базе находится детский сад № 1 и школа с инклюзивным обучением № 31. Воспитанники детского сада и школьники занимаются в специализированных классах с подготовленными преподавателями. Наша совместная работа ведётся уже несколько лет. Дети радуются даже самому обычному общению с ними. Приходишь, просто пообщаешься, по голове каждого погладишь — и они уже радостные, улыбаются. Особенно счастливы, когда какие-то подарочки им раздашь, даже если это просто конфеты.
Деятельность нашего прихода на это и направлена: уделять этим детям посильное внимание. Мы приходим, общаемся с ними, проводим занятия, во время которых стараемся поговорить на духовные темы. Например, сейчас уже никого не удивляет, когда праздник Первого звонка открывает священник. У нас есть возможность поговорить о смысле молитвы перед началом учебного года, объяснить, что такое просьба о благословении Божием, почему так важны в жизни учёба и умение трудиться. В праздник святителя Николая или новогодние торжества тоже можно сказать им несколько слов, показать презентацию. В УВК есть панели для проекторов с крупной сеткой, чтобы дети могли видеть изображение. Мы показываем короткие презентации, чтобы не нагружать глаза. Они идут минут пять.
Мы с ребятами заранее готовимся ко всем праздникам. Объясняем, в чём их смысл, дети готовят выступление, учат тематические стихи. И, естественно, в конце все получают подарки от храма. Это самое радостное событие. Некоторые дети практически вообще ничего не видят, у них очки с толстенными линзами, но они берут в руки шелестящий подарок в обёртке — и на глазах просто расцветают в улыбке. Им не рассмотреть, какого цвета эта обёртка, всё расплывается в глазах, но это не мешает их счастью. Здоровому человеку такое сложно представить. Нам нужно стараться доставлять этим деткам радость любыми способами, какие им будут понятны и доступны.
Может ли незрячий ребёнок адаптироваться в обществе?
В тех условиях, в которых они сейчас находятся — в садиках и специализированных школах, — слабовидящие и незрячие дети себя чувствуют нормально, потому что с ними работают преподаватели, врачи, родители. У них своя среда, где их принимают. А когда они выходят во двор поиграть с обычными детьми, над ними часто смеются, толкают, не принимают в игры. Это отчасти можно понять: они медленно реагируют, многого не замечают. Их часто абортируют из общества здоровых людей, в результате чего такие люди чувствуют себя ущербными за пределами своего коллектива. Поэтому наша задача — научить их адаптироваться в среде здоровых. Нужно вселить в них надежду, что у них получится интегрироваться. Если её не будет, они просто впадут в уныние.
Конечно, в специализированных учреждениях этими проблемами занимаются. Есть психологическая адаптация, есть физиологическая. Для слабовидящих детей проводят постоянные занятия с использованием специальных приборов и приспособлений. Есть мониторы, перед которыми развивают зрение. В принципе, в 70-80% случаев эти занятия дают результат, и зрение у ребят улучшается. Они понимают, что если будут постоянно работать, то не дадут своему зрению сильно снизиться или вообще исчезнуть. Может быть, когда-нибудь они даже будут видеть без очков. Им надо это объяснить, ведь детям тяжело всё время делать одно и то же, монотонно выполнять упражнения для глаз. Мы их тоже стимулируем и поддерживаем.
Перед тем, как начинать сотрудничество со слабовидящими детьми, мы общались с преподавателями: встречались в учительской и обсуждали все аспекты работы с ними. Это был довольно длительный период. Второй источник опыта — это непосредственное общение с детьми, наблюдение за ними: что им приносит радость, чего они хотят, как реагируют. Это опыт, который помогает понять, что именно им надо, чего они ждут от нас.
Воспитанники УВК «Созвездие»
Как себя вести со слабовидящими или незрячими людьми?
Если здоровый человек попадает в такое общество, то он должен позиционировать себя общительным, открытым, добрым. Важно относиться к ним с любовью. Не нужно стоять и ждать, пока с вами заговорят. Молчание такие люди могут расценить как презрение к ним, потому что они не видят выражения вашего лица. Голос и тон могут многое о нас рассказать, поэтому в общении нужно обращать внимание на эти аспекты. У них очень развито сенсорное восприятие и слух, они слышат намного острее, чем мы. Обращение к ним — это всегда больше, чем слова. Это и взгляд на них, и наше отношение к ним, и эмоциональный посыл. И всё это формирует их отношение к нам.
Как вести себя — зависит от конкретного человека, поскольку у всех разный темперамент, характер. Кто-то очень замкнут и никогда не попросит помощи. Столкнувшись с проблемой, он попадёт в тупик. Такому нужно предлагать помощь. Кому-то, наоборот, нужно дать возможность ощутить свои силы. Тогда можно обойтись наводящими советами или незначительной помощью.
Взрослому человеку, наверное, нужно помогать всегда: он уже получил все навыки и дальше развиваться будет медленно. А вот ребёнку надо дать возможность проявить волю. Если он не может решить какую-то задачу, стоит поучаствовать в его проблеме. Но нужно смотреть на человека: один будет искать выход, а другой впадёт в уныние. Наверное, нам нужно всегда у Бога просить вразумления о том, как вести себя с каждым конкретным человеком.
Я заметил, что незрячим и слабовидящим детям порой очень нравится, если в среде здоровых на их недуг никто не обращает внимания, с ними общаются на равных. Тогда они стараются приблизиться к уровню этих детей, у них многое получается.
Вообще, при правильном воспитании из детей с различными особенностями развития вырастают талантливые учёные, художники, спортсмены. Например, в Доброполье живёт Юлия Паламарчук — параолимпийский призёр по плаванию, жена священника Димитрия Паламарчука. У неё очень плохое зрение, однако это не помешало ей добиться больших спортивных результатов. Её смогли воспитать спортсменкой — причём не регионального, а международного уровня.
Всем нужно общаться с людьми, которые в чём-то физически ограничены
Мы можем научиться у них, во-первых, радоваться тому, что имеем. Во-вторых — что силой воли можно победить уныние, неудачи, не всегда адекватное отношение людей к себе. Тому, как не опустить руки и продолжать жить. Ведь для достижения побед им приходится прилагать гораздо больше усилий, чем здоровым людям. Качества, позволяющие им не опускать руки и двигаться вперёд, не передались по наследству, но появились благодаря правильному воспитанию и работе над собой. В чём-то они нас учат побеждать, и у них всегда есть чему поучиться. Даже в житейском плане они многие вещи делают интереснее и проще, чем мы. Это касается распределения вещей в комнате, ориентирования в пространстве, их быта в целом.
Думаю, в нынешнее время не найдётся семьи со слабовидящими или незрячими людьми, которой не требовалась бы помощь. Многие родители, чьим детям ещё можно спасти зрение, не могут себе позволить вывезти ребёнка заграницу и сделать там дорогостоящую операцию, которая принесёт стопроцентно положительный результат. У других нет возможности проводить дорогостоящие процедуры для своих детей. Они пытаются делать их дома, но без специальной аппаратуры это малоэффективно. Так что проблем много, и на них нужно обращать внимание. Как правило, о них никто не говорит.
Какая именно помощь нужна — об этом нужно разговаривать с родителями и родственниками. Администрация специализированных учреждений, а в первую очередь — врачи, наблюдающие маленьких пациентов, воспитатели в специализированных детских садах — всегда в курсе того, что именно необходимо каждому конкретному ребёнку. Так что, если вы хотите помочь детям с нарушениями зрения, обращайтесь в учебно-воспитательный комплекс «Созвездие». Подарите радость тем, кто в ней действительно нуждается.
Записала Екатерина Щербакова