Священник Виталий Ворона
Как найти общий язык с детьми?
В попытках сблизиться с ребёнком взрослые часто допускают ошибки. В ход идут лесть, панибратство, манипулирование, подкуп и другие недопустимые средства. Как же правильно общаться с детьми? Об этом размышлял священник Виталий Ворона, настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери Краматорска.
Чтобы найти общий язык с детьми, нужно сначала понять, зачем это нужно. Когда общение происходит ради удовольствия, искать подход, как правило, не надо. Чаще всего у родителей и взрослых преобладает воспитательный мотив: они хотят что-то донести, наставить, объяснить. Зачастую именно в этой плоскости возникает обозначенная нами проблема, ведь мы ищем общий язык тогда, когда не можем донести то, что хоте ли бы.
Чтобы построить отношения с ребёнком, нужно с ним общаться. Взрослым надо проявлять инициативу, стараясь всё время находить общие точки. Это невозможно, если не интересоваться жизнью ребёнка.
Чтобы преодолеть барьер в отношениях, общаться с ребёнком нужно, прежде всего, без агрессии и нравоучений. Дети очень чутки. Малыши до шести лет не имеют достаточного словарного запаса, но 80% того, что происходит вокруг них, прекрасно понимают. Господь даровал им такую способность — тонко чувствовать. Поэтому — никакой агрессии.
Нужно найти интересную для ребёнка тему, тогда разговор примет приятный характер.
Не надо сразу предлагать готовое решение. Прежде, чем высказать своё мнение, нужно позволить ребёнку дать оценку тому, что вы обсуждаете, — поступку или ситуации. Не надо ждать конфликта или ошибки. Очень важно предупреждать их, не доводить до проступка — тогда процесс воспитания будет идти проще. Можно разбирать различные ситуации, конкретные примеры, причём начинать разговор с того, как ребёнок их оценивает.
Надо учить детей анализировать. При этом обязательно поощрять, если они высказывают верные суждения. Такой воспитательный процесс абсолютно лишён агрессии, вы просто беседуете, что приятно и вам, и ребёнку. Когда же плохой поступок совершён, то приходится реагировать на него, каким-то образом наказывать. Такие меры, конечно, действенны, но неприятны. Чем чаще мы будем общаться в спокойном ключе, тем больших результатов достигнем в итоге, тем меньше надо будет искать общий язык — он уже будет.
Учитывайте возраст. С маленькими детьми манера поведения будет одна, со школьниками — другая, с подростками — третья. Малыши вызывают умиление, мы повышаем голос, упрощаем слова, меняется выражение лица, мы можем даже начать «сюсюкать». Это происходит непроизвольно. С детьми более взрослыми так вести себя, конечно, нельзя, а с подростками вообще нужна особая манера общения.
К слову, порой возникает вопрос: допустимо ли в общении с маленькими детьми использовать упрощённые слова типа «кися», «ляля» и так далее. Это возможно, но специалисты советуют вместе с этими словами называть и правильную, полную форму — чтобы пополнять пассивный словарный запас. Со временем упрощённые формы уйдут в прошлое, и малыш станет употреблять слова правильно.
Избегайте фальши и лести. Взрослые часто назидают, но сами не делают того, чему учат детей. Конечно, ребёнок всё это чувствует, и пользы от таких наставлений не будет. Также невозможно найти общий язык, общаясь свысока.
Бывает, что взрослому ребёнок несимпатичен. Как преодолеть беспричинное негативное чувство к нему? Причины антипатии заключены в нас. Это звоночек, который свидетельствует: многое в себе нужно исправлять. Нам, взрослым, помощью и примером будет жизнь нашего Спасителя Иисуса Христа. Он учит нас любви неизбирательной и нелицемерной. Конечно, такая любовь — это дело всей нашей жизни. Если у человека есть цель спастись, если он стремится понять, что такое любовь, и хотя бы в малом прикоснуться к ней, то ему всё будет симпатичным, всё будет радовать. Чем чище человек, тем больше в нём любви и приятия. Надо учиться у святых: к ним приходили люди совсем не идеальные, но они считали их просто требующими помощи, а себя — великими грешниками. Им удавалось находить общий язык со всеми. Отсюда вывод: одно из средств найти общий язык и с детьми, и со взрослыми — это любовь.
Очень важно в общении с детьми избегать панибратства. Такой соблазн чаще всего возникает с подростками. Можно понять поддавшихся ему, но всё-таки этот путь опасен.
Да, порой наладить общение с ребёнком действительно сложно. У меня недавно был случай, когда после официальной части праздника предполагались игры, а дети сидели, словно зацементированные. Все попытки расшевелить их были безуспешными до тех пор, пока я не вспомнил, что предлагаемая им игра «Паровозик» напоминает «Змейку» из телефонов и планшетов. Когда я рассказал об этом, они ожили, включились, игра пошла. Иногда нам, взрослым, нужно перейти на детский уровень, понять, что им интересно, вспомнить, чем они живут.
Попытка заработать дешёвый авторитет, быстро и без особых усилий наладить отношения соблазнительна, но фальшь всегда чувствуется. Рано или поздно ситуация зайдёт в тупик, причём скорее рано, чем поздно. В итоге дети поставят такого взрослого на место, но не на то, на котором он изначально стоял.
Мне вспоминается сказание об одном индийском юноше, вельможе, который возглавлял караван. Некий старец, увидев его блистающие одежды, поклонился ему до земли. Юноша остановил караван, упал в пыль и тоже поклонился старику. Все были в недоумении, поскольку по социальному положению старик явно не превосходил юношу. Тогда молодой человек сказал: «Я поклоняюсь твоим очам, потому что они раньше моих увидели бога. Поклоняюсь твоим устам, потому что они раньше моих воздали ему хвалу. Поклоняюсь твоим ногам, потому что они раньше моих твёрдо стояли на земле». Я вспомнил эту притчу в связи с тем, что мы, взрослые, часто забываем о том положении, которое должны занимать. Нужно помнить об установленной Богом иерархии.
Неспроста нам была дана пятая заповедь о почитании отца и матери. Обратите внимание, в Евангелии не написано «люби», но «чти». Нужно почитать старших, как юноша из притчи. Родители и взрослые должны вести себя так, чтобы их можно было почитать, не переходить грань. Для этого нужно сначала самим научиться почитать наших родителей. У нас очень богатое наследие в этой связи. Вспомнилась история о губернаторе Киевской губернии. Однажды этот знатный человек приехал к матери, которая сказала: «Я тебя сейчас отхлещу по щекам!» «Маменька, за что?» — удивился тот. «Почему ты сел в моём присутствии без разрешения?» — последовал ответ старушки. На это губернатор ответил: «Матушка, лишь бы вашей ручкой! Простите меня, грешного!» Этого нам не хватает. Надо хранить почитание родителей. Это наша культура, наше достояние, то, на чём стоит Русь.
Нам, взрослым, надо стремиться найти общий язык с детьми, не теряя собственного авторитета. Получить его благодаря своим достойным поступкам, а не дешёвым средствам. Нужно воспитывать своим примером, не наказывая, находя общие темы и понятные слова. Если будем делать это без агрессии и назидательности, есть надежда, что всё получится.
Записала Екатерина Щербакова