Священник Димитрий Абросимов
Как можно влиять на события в мире после смерти?
Успение Пресвятой Богородицы. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года. Фрагмент
Почему мы обращаемся в Божией Матери как живой, если физически Её давно нет с нами, и получаем просимое? Тропарь и кондак Успения толкует клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки священник Димитрий Абросимов.
Тропарь, глас 1:
В рождестве девство сохранила eси, во успении мира не оставила eси, Богородице, преставилася eси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Рождая, сохранила Ты девственность, почив, не оставила Ты мира, Богородица: ибо перешла к жизни Ты, истинная Матерь Жизни, И молитвами твоими избавляешь от смерти души наши.
Основная мысль тропаря заключается в установлении связи между праздниками Успения и Рождества Христова, что видно из самого текста: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице». Кроме того, здесь указано на то, что Божия Матерь не подчиняется естественным законам природы: она сохранила девственную чистоту даже после рождения Сына и присутствует в мире после смерти.
В тропаре Успения поётся: «во успении мира не оставила еси…», что говорит о Её жизни, в которой Она всегда с нами. За этими словами стоит уже и наш опыт молитвенного обращения к Богородице. В течение года мы празднуем дни многочисленных икон Божией Матери, которые рассказывают о взаимосвязи людей с Пречистой: мы обращаемся, Она отвечает, и тогда благодарные люди запечатлевают Её в том или ином иконографическом типе. Наша постоянная потребность в общении с Ней — постоянное подтверждение Её участия в нашей жизни. В Успении Божией Матери жизнь преодолела смерть.
Кроме того, стоит обратить внимание на слова «избавляеши от смерти души наша». Своеобразное противоречие, несомненно, допущено автором песнопения умышленно. По учению Православной Церкви, души обладают бессмертием, благодаря которому реализуется образ Божий в человеке. По мнению церковных писателей, под смертью души в тропаре подразумевается ее закостенение, то есть согласие с творимыми грехами и отсутствие по этому поводу каких бы то ни было угрызений совести. Смерть души — когда человек перестаёт заботиться о ней и укореняется во зле. Пресвятая Богородица и Приснодева Мария молитвами Своими возле Престола Божия избавляет от смерти души наши.
Кондак, глас 2:
В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
В молитвах неусыпающую Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Её как Матерь Жизни к жизни перенес Вселившийся в Её чрево вечно девственное.
Кондак праздника говорит, что Пресвятая Богородицы неусыпно молится о нас. Церковь с самых древних времён видела в Богоматери великую молитвенницу за человеческий род. Наименования Её икон выражают глубокую веру в Её покров, простёртый над миром. Она — «Заступница усердная», «Нерушимая Стена», «Всех скорбящих Радость», «Целительница», «Споручница грешных».
Значение Богоматери для нас отмечено особым молитвенным обращением к Ней: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Оно кажется несколько дерзновенным, но это дерзновение опирается на богатый исторический опыт. Вся христианская история, начиная с брака в Кане Галилейской, запечатлена явлением Её силы, доказательством Её могущества и милосердия — как Матери Господа нашего и Матери рода христианского. И кондак праздника Успения доносит до нас мысль о важности и исключительном значении молитв Богоматери за весь человеческий род в общем и каждую в отдельности взятую душу в частности. И нам, в свою очередь, не следует забывать о нашей Молитвеннице и Ходатаице и прибегать к Ней как со словами прошений, так и со словами благодарности и хвалы.