Протоиерей Владимир Шутов
Говорить ли с детьми о смерти?
Источник изображения: allfun.md
Когда можно говорить с детьми о смерти? С чего начать разговор, на чём акцентировать внимание? Настаивать ли на участии детей в похоронах? Можно ли привлекать их к отпеванию усопших в храме? На эти вопросы ответил протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново Константиновского района, отец четверых детей.
Есть такое выражение: «В жизни нет ничего более естественного, чем смерть». Она непререкаема для любых идеологий и религий. Никто — ни атеист, ни верующий — не может её отрицать. Но не надо её излишне демонизировать или, наоборот, романтизировать и идеализировать, как это бывает в некоторых учениях.
Когда говорить о смерти с детьми? Человек — это любимое создание Божие. В нём заложено всё необходимое для его развития и спасения. Господь желает «всем спастись и в разум истины приити» («чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» — 1Тим 2: 4). Поэтому у ребёнка, который непрестанно развивается, на определённых этапах жизни возникает вопрос о том, что такое смерть. Нам, родителям и взрослым, надо внимательно за этим наблюдать и отвечать тогда, когда это важно для него.
По своему опыту замечаю, что ребёнок часто приходит с вопросами тогда, когда я устал или занят. Здесь важно переключиться, отстраниться от своих проблем и ответить ему. Не нужно проявлять поспешность, горячность в таких вопросах. Как и излишнюю строгость, жёсткость: «Так, иди сюда. Ты уже взрослый, и я тебе расскажу, что все люди умирают. Их кладут в землю, закапывают, и их съедают черви». Так нельзя! Вы можете нанести травму, потому что дети психически развивается по-разному: один созревает раньше, другой позже. Нужно ждать, когда ребёнок первый задаст этот вопрос, сам столкнётся с проблемой смерти.
Как говорить и что? Единого рецепта нет. Чем старше ваши сын или дочь, тем сложнее им эту информацию переносить. Обычно вопросы о смерти возникают в школьном возрасте. В ответах ребёнку важно акцентировать внимание на моментах, которые помогут сгладить страх и панику. У меня есть книга одного врача, который термин «смерть» заменяет на другое слово — «переход». Мне припоминается ещё такая строчка: «Смерть есть к жизни приближение, к жизни той, где смерти нет», — к сожалению, не помню её автора.
С детьми мы не должны говорить о смерти, с ними нужно говорить о жизни. А мы часто сосредоточиваемся на потере, сопутствующем смерти трауре. Гроб, земля, грязь — вот это всё. А нужно сосредоточиться на другом. Говорить о встрече! С усопшими родственниками, ангелами, святыми. И постепенно довести до осознания того, что мы встретимся с Тем, Кто нас создал, больше всех любит и с удовольствием примет в Свои объятия. Примет, осушив каждую слезинку с очей человека.
Нужно открыть ребёнку бытие Божие и не преподносить смерть так, как её преподносят в современном обществе. Нужно говорить о жизни, жизни вечной. Это самая главная проповедь православная. А какими словами мы о ней расскажем, зависит от нашего кругозора, образования, начитанности. Думаю, нужно поведать о Царствии Небесном, можно привести цитаты из Священного Писания. Рассказать, что мы причащаемся «в жизнь вечную», более того: всё, что мы делаем сейчас, — делаем для этого важного этапа, для перехода в вечность.
Я как-то купил книгу «О благе смерти» свт. Амвросия Медиоланского. И когда хочу кому-то её подарить, то сразу сталкиваюсь и испугом: «Ой, а почему мне?» Понять благо смерти многие не готовы. А ведь апостол Павел сказал: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил. 1:21). Понимаете? Смерть — не потеря, а приобретение. Мы переходим от плохого к хорошему. И об этом тоже нужно поговорить с нашими детьми. Да, с помощью таких простых слов, как «хорошо-плохо», объяснить: то, что мы считаем сейчас хорошим, не совсем хорошо по сравнению с тем, что будет потом. Когда переступим порог жизни и соединимся с Богом, это будет несравнимо лучше! Если мы будем мерить всё апостольскими мерками, то станем совершенно иначе относиться к смерти. Ещё нужно рассказать, что важен не сам момент перехода в иной мир, но то, в каком состоянии человек пребывает.
Есть христианская притча о смерти и отношении к ней. Кузнец собирался вечером домой. Как вдруг — входит Смерть с косой. Он перекрестился, думает: «Господи, неужели всё?» Но Смерть ответила: «Нет. Я не к тебе, к другому. У меня коса притупилась. Наточи мне её, и я уйду!» Кузнец взял косу, точит и думает со злостью: «Это сколько же она людей покосила! Что же она делает?!» А Смерть говорит: «Ты думаешь, как все. Почему люди относятся ко мне так плохо? Я страшная и старая потому, что вы меня сделали такой. А была молодой цветущей девушкой. Встречала умерших людей в раю цветами, потому что они приходили туда подготовленными: исповедовались в своих грехах, причащались и с радостью шли ко мне, а я провожала их к вратам рая. Но сейчас всё изменилось: вы все умираете вне Христа. Вы озлобленные, умираете с осуждением, ропотом, проклятиями. И мне приходится всё это с вами переживать — вот я и изменилась». «А коса тебе зачем?» — спросил кузнец. «А косой я кошу дорогу в Рай: она травой поросла!..»
Люди действительно забывают, что нужно примириться, соединиться с Господом, покаяться в грехах. Поэтому для всех смерть — это трагедия. А ведь когда случается, что где-то умирает действительно верующий человек, то приходишь на похороны — и хочется пропеть «Христос воскресе».
Можно ли детям участвовать в отпевании? Нужно ли их брать на похороны? Всё зависит от детей. Если они желают, если у них это не вызовет какого-то шока — пусть участвуют. Но насильно как отталкивать, так и заставлять не надо. Не тяните их на похороны, если они не хотят присутствовать и им тяжело это всё. А если хотят — не запрещайте.
У меня был случай в практике: умер мужчина, и все родственники боялись к нему прикасаться — что-то сделать, поправить. А внучка, юная девушка, очень дедушку любила, расстраивалась и всё время просила: давайте я помогу, я поправлю. Все ей говорили: «Да ты что, не надо это трогать!» А ей это было необходимо, чтобы выразить свою любовь к дедушке в последний раз.
В таких вопросах нужно искать золотую середину. А так, чтобы прийти к детям и сказать: «Завтра ты, ты и ты идёте со мной на погребение!» — я и представить себе не могу, как так можно? Присутствие на погребении — это не цель христианства, не показатель уровня воспитания или религиозного самосознания ребёнка. Он когда-то всё равно с этим столкнётся. А вот основу заложить, чтобы он правильно всё воспринял — нужно. Но опять же, нужно ждать, пока ребёнок сам решит начать разговор на эту сложную тему.
Записала Екатерина Щербакова