21 июня 2020 г.
В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, епископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии, совершил Божественную литургию в храме святого мученика Виктора Халкидонского города Мирноград (Димитров). Владыке сослужил клирик храма священник Виталий Пронюк.
После сугубой ектении была вознесена молитва «во время губительного поветрия и смертоносныя язвы», а также молитва о врачах.
Накануне епископ Спиридон совершил в Викторовском храме всенощное бдение с литиёй.
Икона Всех святых, в земле Русской просиявших. 1934 г. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.
Начиная с XVI века, в русской Церкви существовало празднование памяти «Всех Святых Новых Чудотворцев Российских». Совершалось оно на третий день памяти Крестителя Руси — святого князя Владимира. Традиционным автором службы считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря. Но в центральной России этот праздник был забыт и не вошёл в печатные месяцесловы, а его текст не был издан. Воссоздать праздник «Всех святых, в земле Российской просиявших» решили в 1917 году, когда произошли страшные непоправимые события в нашей стране.
Инициатором воссоздания выступил гениальный историк-востоковед профессор Петроградского университета (ныне СПбГУ) академик Борис Александрович Тураев, сотрудник Богослужебного Отдела Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. В своём докладе он отметил: «В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, — представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».
Святитель Афанасий (Сахаров)
Дополнение и исправление службы было поручено Борису Александровичу Тураеву и иеромонаху Афанасию (Сахарову) (впоследствии епископу Ковровскому, священноисповеднику). Службу почти полностью переписали, из старой осталось лишь несколько песнопений.
Первое издание вышло в Москве в 1918 году с большим количеством опечаток. Святитель Афанасий (Сахаров) редактировал службу в течение всей своей жизни. Следующее издание вышло в Москве в 1946 году. Окончательный текст выпустили в составе Миней, подготовленных Московской патриархией в 1978-1989 годах.
Монахиня Иулиания (Соколова)
Мария Николаевна Соколова (монахиня Иулиания) начала писать икону «Собор всех святых, в земле Русской просиявших» в 1930-х годах. Святитель Афанасий разработал композицию иконы и в письмах Марии Николаевне давал рекомендации о составлении иконографии. Перед написанием образа она изучала жития и другие источники. Так был рождён образ, ставший иконописным воплощением службы Всем русским святым. На ней изображены Киев и Москва. Первый город — основание русского Православия, а второй — его сердцевина. На иконе также изображен Успенский собор Московского Кремля как главная святыня, три иконы Богородицы, связанные с Русью — Владимирская, Казанская и Новгородское «Знамение», а также множество святых. Образ, написанный монахиней Иулианией в 1934 году, хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Конечно, на ней невозможно было изобразить всех русских святых — это скорее образ святости, чем буквальное изображение всех русских святых.