Официальный сайт

Протоиерей Владимир Шутов

Что делать, если твоё мнение не совпадает с мнением Церкви?

Разговор со священникомЕсли случилось так, что вы не согласны с мнением Церкви — как быть? Менять точку зрения? А если не получается? Что, если ответа на ваш вопрос не найти в Священном Писании? Всегда ли нужно смиряться перед авторитетом Церкви? Во всём ли нужно слушать священника? Расспросили протоиерея Владимира Шутова, настоятеля храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

 

Другой формат

Каждый верующий знает: есть мудрость человеческая — и мудрость, исходящая от Бога. Каждый человек, проживая свою жизнь, накапливает определённый опыт, обретает собственные взгляды, отвечает на вызовы, которые она ему предлагает. Очень часто взгляды у людей разнятся, что нормально, ведь все мы разные и имеем свободную волю. При этом в жизни есть эталонные неизменные величины — например, физические, как ускорение свободного падения, математические, как таблица умножения, и многие другие.

В духовной сфере действует другой формат мышления, но есть такие же неоспоримые авторитеты и непреложные законы, как и в жизни обычной. Эти законы даны Тем, Кто создал наш мир. А особыми «реактивами», с помощью которых мы проверяем своё мышление и выясняем, сходится оно с соборным разумом Церкви или нет, становятся Священное Писание и Священное Предание. В них заключена особая мудрость — не человеческая, преходящая, сменяющаяся через поколения, а та, которую принёс нам Сын Божий от Своего Отца. Об этом свидетельствуют апостолы. Они учат, что есть мудрость «земная, душевная, бесовская» (Иак. 3:15). А «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17). В человеке заложено искание этой мудрости, и это процесс естественный.

 

Страшно коснеть в невежестве

Не страшно, если наше мнение расходится с мнением Церкви. Страшно, если мы будем коснеть в своём невежестве. Вспомним слова Цицерона, который утверждал: «Человеку свойственно ошибаться, но настаивать на своих ошибках может только полный глупец». Очень важно, чтобы мы, изучая Священное Писание, понимали, откуда пришла эта мудрость, как дошла до нас. Она пришла от Отца Светов, Творца мира. Принёс её нам Посланник, Спаситель, воплотившийся Бог, Который говорил: «Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру» (Ин. 8:26).

Вслед за Ним апостол Павел учит: «Мы проповедуем …Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор.1:23-24). О себе же апостол писал так: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Флп. 3:7). То есть он отказался от всей человеческой мудрости, которую накопил и впитал от других, чтобы приобрести Христа и Его мудрость: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп. 3:8-11).

Обратите внимание: чтобы достигнуть воскресения мертвых! Вот для чего эта премудрость сохранена в Церкви — богоустановленном, а не человеческом институте. Церковь основана на законах, которые тоже даны свыше. Не человек их открыл, но человеку они были сообщены, чтобы он воспринял их и обрёл жизнь вечную.

 

Сокровищница духовная

Если смысл человеческой премудрости — устроиться на земле и решить свои земные дела, то мудрость Церкви нужна для того, чтобы человек мог достигнуть воскресения мертвых, как говорил святой апостол. Он также писал: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11-12). То есть то, что апостолы восприняли от Христа, они передают следующим поколениям. Святой Ириней Лионский писал: «Не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в неё все, что относится к истине. …Она, именно, есть дверь жизни».

Когда человек сталкивается с тем, что что-то не соответствует его пониманию, внутреннему устройству, накопленному опыту — это нормально и естественно, ведь в нём есть разумное, ищущее начало. Особенно трудно изменить мнение человеку думающему, жаждущему правды. В такой ситуации нужно разбираться: для чего нужно его смирение, перед кем он смиряется, что такое Премудрость Божия, кто возвещает её?

Здесь можно снова обратиться к святым отцам. Святой Климент Александрийский говорил: «Непозволительно считать то несовершенным, чему учит сам Бог. Учение это есть учение о вечном спасении, посредствуемом вечно сущим Спасителем. Это учение самодостаточно, оно не нуждается в дополнениях». Это учение универсально для всего периода существования человечества — от начала до Страшного Суда и прекращения жизни этой земли. Не надо ничего менять, в нём всё продумано.

Святитель Григорий Богослов пишет: «Сотворившему возможно ли не знать законов сотворенного им?» Как можно человеку сомневаться в премудрости Божией, если Бог сотворил этот мир и знает всё до мельчайшей песчинки? Управляя им, Он предлагает нам мудрость спасительную, которая ведёт к жизни вечной. И если человек в это поверит, если поймёт, что это благо, то подвинет свои убеждения и на их место поставит Христа и Его мудрость.

 

Как быть с тем, о чём в Священном Писании не сказано?

Надо разделить вопросы, с которыми сталкивается человек. Есть духовные, есть повседневные. Например, эвтаназия, интернет, новые технологии и многие другие реалии современной жизни не могли рассматриваться на Вселенских Соборах. Но в духовной жизни важны не реалии как таковые, а то, что влияет на нас.

В этой связи мне вспоминается беседа схиигумена Саввы с молодыми людьми, которые спрашивали, можно ли им ходить смотреть кино. «Можно, но это будет отвлекать вас от Бога», — ответил святой. Не перекликается ли этот ответ со словами апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12)? Да, нас могут тревожить вопросы, связанные с современностью, но это не мешает нам пользоваться мудростью Церкви.

Мы берём формулировку апостола и применяем её в своей жизни. Можем ли мы ради Христа от чего-то отказаться? Надо ли нам от этого отказываться? Что поглощает нас? Исходя из ответов, надо принимать решения, но при этом не забывать главного: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3:18).

 

Главное — цель

Да, в определённые моменты в Церкви бывают разногласия. Ими занимается Межсоборное присутствие. Порой одна проблема имеет разные решения для разных случаев. При возникновении разногласий или сомнений главное — не вносить раскол и не принимать решений, которые его могут повлечь.

В Церкви есть разные традиции, разные формы проявления благочестия, но они — не выше нашей цели. Например, можно исповедоваться, кладя руку на Евангелие или не делая этого, можно стоять на коленях или только преклонить голову — всё это детали, главное — исповедь и покаяние, искренность в них. Какие бы вопросы нас не тревожили, главное — любовь, терпение, мир. Плод правды не вырастет там, где раздор, гордыня, злость.

Ещё раз подчеркну: если мы говорим о решении вопросов, лежащих в духовной плоскости, то ответы находятся в Священном Писании и Предании — нужно просто поискать их, сопоставить ситуации, понять, в чём правда. Главное — не творить бурю в стакане. Порой мы спорим не от ума, а от глупости. Наша же задача — смиренно прислушиваться к духовным авторитетам. Вспомним блаженного Августина. Он писал, что и плакал, и смеялся, когда понял, что многие годы пытался изменить не Церковь, а своё представление о ней. Так и каждый из нас: имеет своё представление о Церкви и на нём основывает свои взаимоотношения с ней. Когда у него ничего не получается — утверждает, что в Церкви всё плохо. Понять же, почему не получается, он не хочет. Тому, кто хочет, Христос всегда поможет. Он откроет ему разум, надо только прежде пройти определённый путь вместе с Ним.

 

Прийти не судьёй, но сыном

Почему у некоторых разум закрыт? — потому что люди идут не теми путями, которыми идёт Христос, и даже не понимают этого. Именно потому распятый Христос одним соблазн, другим — безумие. Чтобы понять мнение Церкви по тому или иному вопросу, нужно ходить в храм, но прийти не судьёй, который осуждает всё и вся, а смиренным сыном, который преклоняется перед её мудростью, перед величием её Основателя, перед щедростью Его воздаяния всем христианам. Если человек увидит Церковь такой, он начнёт понимать многое из того, что для него ранее было закрыто.

Святитель Феофан Затворник называл тьмой «упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость», считал такое состояние хулой на Духа Святого. Христос же — Свет, Солнце правды. Апостол Иоанн писал: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). Свет — это правда Христа, мудрость Его. А люди выбирают тьму — то есть упорствуют в своём невежестве, отказываясь от величайшего дара, который принёс Господь — от спасения.

 

Не согласен — разберись!

Нужно очень осторожно подходить к вопросам разногласия с Церковью. Нельзя рубить шашкой, нужны терпение, смирение, послушание — но не слепое послушание, а разумное, то есть человек должен понимать, Кого он слушает и почему. Христиане не слепо, а осознанно подчиняют свою волю воле Божьей. Эту волю нам возвещает Церковь.

Если человек пришёл в храм и не согласен с тем, что говорит священник, прежде всего он должен осознать: священник говорит не от ветра в голове, но основываясь на Священном Писании, Священном Предании и опыте святых отцов. Если же священник говорит от себя — это плохо, тогда он попадает под определённые прещения, о которых говорится в правилах Вселенских Соборов.

Сейчас многие люди противоречат Церкви, основываясь на своём воинствующем незнании. Они мало того, что не знают основ нашей веры, так ещё и настаивают на своём праве не знать, но судить. Конечно, в таких случаях нужно проявлять снисхождение. Порой такие несогласные становятся искренне верующими после того, как им с любовью и терпением расскажут, как всё в Церкви обстоит на самом деле.

 

Не повторить путь Иуды

Люди, которые не были согласны с мнением Спасителя, были даже в Его окружении. Первым из них вспоминается Иуда, который находился рядом со Спасителем и старался вопреки тому, что говорил Учитель, подвигнуть Его к царствованию. И к чему он пришёл? Он тоже коснел в своём невежестве, упорном настаивании на своём мнении, противоположном словам Христа. Спаситель же строго относился к попыткам противостоять Божией воле — вспомним, как жёстко Он ответил апостолу Петру: «Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:22-23).

Повторю: нам нужно быть очень осторожными в случаях, когда наше мнение расходится с мнением Церкви, потому что, если мы будем упорствовать в своём противлении, с нами может произойти то же, что произошло с Иудой. Дай Бог, чтобы мы доверяли Богу. Порой человеческая правда кажется нам правильной, но Господь мыслит другими категориями. Мы видим мир только со своей колокольни, а Он видит всё.

Что же делать, если мы не согласны с мнением Церкви? Есть универсальный рецепт, который нам дал Спаситель. Сначала — спокойно обсудить проблему с ближним. Не нашли согласия — позовите ещё несколько человек, но людей духовных, сведущих в том вопросе, который вызвал ваши сомнения. Не нашли и с ними общий язык — сообщите о проблеме Церкви. Если и там вы не найдёте поддержки и ответов — тогда оставайтесь со своим мнением, но живите мирно, ни в коем случае не воюя. Это неприемлемый путь для последователя Христа.

Подготовила Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Начало радости — быть довольным своим положением.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100