Протоиерей Анатолий Костенко
Как относиться к смерти?
Протоиерей Анатолий Костенко, настоятель Успенского храма пос. Святогоровка, размышлял над одной из самых непростых тем в жизни каждого человека.
Смерть для православного христианина — это новое рождение, переход в другую жизнь. Человек благочестивый смерти не боится, он знает: это дверь в иную жизнь, а бояться надо греха и Страшного суда. Если он живёт по-христиански, исповедуется, причащается Святых Христовых Таин, то вслед за апостолом Павлом может сказать: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил. 1:21). В истории православной Церкви много примеров того, как верующие без страха шли на смерть и с радостью её принимали.
«Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сирах. 7:39), — сказано в Писании. Нужно помнить о смерти. Именно поэтому в вечернем молитвенном правиле мы молимся: «неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем?» («неужели это ложе мне будет гробом, или ещё несчастную мою душу просветишь светом дня?»). Многие святые старались всячески поддерживать память о смерти. Один праведник велел сделать ему гроб, но не до конца. Время от времени работники приходили и спрашивали, доделывать ли его — и тем напоминали о возможности скорой кончины. А некий царь так хранил память о смерти: если во время пира он очень увлекался весельем, слугам было велено вносить ему череп на блюде — как напоминание о том, что смерть не обойдёт никого.
Любопытен такой момент: все мы знаем имя бедного Лазаря, чью душу ангелы вознесли в лоно Авраамово, а имени богача из той притчи Спаситель не называет. Лазарь своей жизнью заслужил эту честь. Суда Божьего не надо бояться — надо стремиться душу свою подготовить к жизни вечной. Это главный наш экзамен. Я часто спрашиваю: как вы будете сдавать его? В школе могли что-нибудь сдать, если не учили ничего? — конечно, нет. Так и здесь: как справитесь, если даже заповедей не знаете? Потому давайте помнить: не наше дело, кто чем грешит, нужно со своими грехами разобраться. Надо стараться постоянно каяться, исправляться.
Конечно, людям страшно умирать, это можно понять, но иногда приходится слышать и о таком отношении к смерти, будто это какой-то пустяк. Недавно одна женщина говорила: «Такая жизнь тяжёлая — лучше уж умереть!» Я ответил ей притчей. Идёт крестьянин, несёт охапку дров. Холодно, скользко, устал безмерно. Говорит: «Не могу, тяжело, лучше мне умереть уже!» Охапку бросил, сел на землю. Вдруг, откуда ни возьмись — Смерть: «Звал меня?» Крестьянин сразу же подскочил — откуда силы взялись! — и говорит: «Звал! А ну, подай бегом охапку — видишь, не могу поднять?» Когда смерть далека, она может показаться нестрашной, но на самом деле это загадка, и страшная, потому что никто не знает, что за этим порогом. Да, мы делаем добрые дела, но они у нас, грешных, смешаны с грехом. Нам остаётся только уповать на милосердие Божие.
Не думать о смерти неправильно. Те, кто читает псалмы, утренние и вечерние молитвы, знает: там неизменно о смерти речь идёт. Святой Силуан Афонский учил: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». То есть надо помнить о смерти и надеяться на милость Божию. Попечение о нашей посмертной судьбе должно быть у нас постоянным.
Иногда бывает так: человек видит, что его ровесники уходят, а он ещё жив, и ему кажется, что это его заслуга такая. Значит, Господь его выбрал, раз держит на земле! Это тщеславие и хвастовство. Святые учили так относиться к этому: ваши ровесники умерли, а вы ещё нет, потому что они сдали экзамен хорошо и ушли рано, а вы, как двоечники, остались. Снова скажу: надо готовиться, готовиться и ещё раз готовиться, а не придумывать себе мнимые заслуги.
В рай каждый хочет, но — не сейчас. Слышал притчу, переделанную на современный лад. Едет автобус, и водитель говорит: «У меня радостная новость: ангелы открыли мне, что все, кто здесь сидит, сегодня же попадут в рай! Ну, кто первый?» Один человек отвечает: «У меня дочка беременная, мне надо к ней», — другой: «Мне надо огород обрабатывать!» У третьего конь, у четвёртого свиньи — так никто и не захотел в рай попасть, хотя все были не против.
Иногда больной, слабый человек живёт долго, а здоровый уходит внезапно в самом расцвете. Смерть — это тайна. Кому-то Господь продлевает дни, видя, что человек ещё может что-то добавить к своему спасению. Если же он исчерпал свои возможности, дошёл до пика, то Бог его забирает, потому что знает: дальше будет только хуже. Будем же всё делать с Божьей помощью, просить о милосердии и уповать на то, что Он продлит наши дни. Главное — держаться нашей Церкви, всё остальное приложится.
Записала Екатерина Щербакова