20 декабря 2018 г.
Митрополит Митрофан: Каждый может сегодня что-то исправить в своей жизни
В день памяти святителя Амвросия, епископа Медиоланского, митрополит Горловский и Славянский Митрофан и епископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии, совершили Божественную литургию во Всехсвятском храме Бахмута (Артёмовска). После литургии была отслужена заупокойная лития по почившему настоятелю храма про. Леонтию Диаковскому, и митрополит Митрофан обратился к молящимся с архипастырским словом.
Жизнь земная, какой бы долгой она ни была, всегда оканчивается моментом, когда человек предстаёт перед Богом. После того как всё земное останется здесь, а душа пойдёт к Богу, у неё будет только то, что человек сделал доброго и хорошего в этой жизни. Человек не может забрать с собой материальные блага, земную славу — ничего из того, что мы так ценим, а зачастую, забывая о душе, ставим выше спасения и жизни вечной.
Несколько воскресений назад мы слышали во время Божественной литургии притчу о безумном богаче. У человека уродило много пшеницы, и он подумал: я сейчас старые житницы сломаю, новые построю. «Душа! — сказал он. — Ешь, пей и веселись. У тебя богатства на многие годы». Но душа есть не хочет, это телу нужно. И веселье — лишь суррогат подлинной духовной радости, которую душа имеет от общения с Богом. Оно компенсирует нам отсутствие этой радости на какой-то короткий момент, но не может её заменить полностью.
Душа человека не может насытиться тем, что мы пытаемся предложить ей в пищу. Если бы мы предложили травоядному животному — коню, овце или лошади — мясо, оно бы рядом с этой тарелкой мяса умерло от голода. То же самое произойдёт, если хищнику предложить есть траву. Так и богач душе своей сказал: «Ешь, пей и веселись!» А что душа может из этого для себя взять? Ничего. И она умирает. Господь сказал ему: «Ты безумный человек. В эту ночь твою душу могут забрать».
Мы часто живём и думаем: «Я через пять лет разбогатею», или «я через десять лет займу высокую должность», или «я выучусь, женюсь», или «у меня внуки будут». Это планы, которые мы, люди, строим, а у Бога может быть по-другому. Он может спросить: «А ты знаешь, что с тобой будет в эту ночь?» Поэтому мы, верующие люди, перед сном говорим в молитве, что, может быть, одр сей мне гроб будет, и я не знаю, проснусь я завтра утром или нет. В надежде на то, что Бог всё же даст нам следующий день, мы всё равно представляем себе этот сон как малую смерть.
Мы живём не в страхе, что можем умереть, а с надеждой на то, что после смерти жизнь не заканчивается и мы будем с Богом. Что Тот, Кого мы называем нашим Отцом в молитве «Отче наш», ждёт каждого из нас как Своё любимое чадо, что Он принимает нас с любовью и, глядя на нашу жизнь, ищет не за что нас наказать, а добро, за которое можно нас простить, спасти и помиловать.
Это помогает нам осознать суть молитвы об умерших. Мы молимся не потому, что человек был хороший или плохой, а потому, что Господь, Который с любовью смотрит на человеческую душу, хочет спасения каждого. Нет ни одной души, которой Господь хотел бы погибели. Он так и говорит: «Я не хочу смерти грешника, но еже обратитися ему и живу быти». Молясь о родных и близких, духовных наставниках, которые уже ушли в иной мир, пусть каждый из нас задумается над тем, что нам будут нужны добрые дела, когда и мы пойдём по этому пути.
Давайте не будем забывать, что каждый из нас прямо сегодня может сделать доброе дело, что-то исправить в своей жизни. Простить обиду, сам попросить прощения, проявить любовь и милосердие к тем, кто страждет или нуждается. Мы часто откладываем это на завтра, но того, что мы доживём до завтра, нам никто не обещал. Завтра у нас может и не быть. У нас есть сегодня — для добрых дел, молитвы, любви, прощения, благодарности Богу и радости.
Дай Бог, чтобы мы с вами именно этим наполняли каждый день своей жизни, потому что это сокровище пойдёт с нами в вечность, и никто у нас его не отнимет.