Протоиерей Сергий Фоменко
Почему Крест — хранитель всей вселенной?
Как понимать слова, что Крест — хранитель всей вселенной, ведь в ней живут не только христиане? Отвечает протоиерей Сергий Фоменко, настоятель храма прп. Лаврентия Черниговского г. Лимана.
«Крест — хранитель всей вселенной, Крест — красота Церкви, Крест — царей могущество, Крест — верных утверждение; Крест — Ангелов слава и демонов поражение». Так Церковь молитвенно славит Честной и Животворящий Крест Господень.
Крест — главный символ христианства. Он играет важнейшую роль в духовной жизни православного христианина. Каждый день мы накладываем на себя крестное знамение.
Прообраз Креста появляется ещё в Ветхом Завете. Преподобный Иоанн Дамаскин так писал о нём: «Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа, посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей перемененными руками (Быт. 48:14), он весьма ясно начертал знамение Креста».
Когда Моисей проходил через море, спасая свой народ от войск фараона, он совершил крестное знамение: взмахнул сверху вниз жезлом — вода расступилась, взмахнул слева направо — вода сошлась. Во время битвы с Амаликом он распростёр руки крестообразно. Пророк Даниил и трое отроков в печи воздевали руки к небу подобным образом.
В Книге пророка Иезекииля рассказывается о видении катастрофы, которая должна постигнуть некий город, но не коснётся людей благочестивых: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4). Богословы сходятся во мнении, что этот знак — изображение креста.
В пророчестве о Втором пришествии Христовом упоминается, что конец эпохи человеческой будет ознаменован крестным знамением, которое появится на небе. Спаситель завещал ученикам, что «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф. 24:30).
Крестное знамение означает пересечение горнего и дольнего миров: наш мир — горизонталь, мир духовный — это вертикаль. В человеке духовное и телесное тоже пересекаются, так что крест — везде. Он соединяет всё. «Мир сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности, ибо Он создал его разделенным на четыре части: восток, запад, полдень и полночь; и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста», — писал святитель Дмитрий Ростовский.
В Новом Завете Крест становится жертвенником, на котором принесена спасительная Жертва. Господь принял крестную смерть ради искупления человеческого рода от власти греха и смерти. По словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, «крест знаменует Самого воплотившегося и пострадавшего нашего ради спасения Сына Божия».
Господь любит всё, что сотворил. Где есть Бог, там любовь и благолепие, где Его нет — там погибель. Крест — символ жертвенной любви Божией ко всему человечеству. Господь пошёл на смерть ради людей. Он любит всех и печётся не только о христианах. Крест был орудием убийства, а для нас он стал выражением любви, защитой и хранителем всего мира от зла. Не случайно демоны так боятся его.
Когда мы поём величание Животворящему Кресту Господню, то произносим слова: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый». Эти слова подчёркивают: Крест — Христов. Как Христос хранит всю вселенную, так и Крест Его. Он спасает нас от «работы вражия» и смерти.
Записала Екатерина Щербакова