01 августа 2018 г.
Митрополит Митрофан: Нам нужно учиться у святых
В день обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме святого апостола Иоанна Богослова города Шахтёрска. По окончании богослужения он обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Я всех вас поздравляю с праздником преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Этого угодника Божия прославляют и почитают наравне со святителем Николаем и преподобным Сергием Радонежским. Представить себе историю святости Русской Церкви без имени Серафима Саровского невозможно. Возникает вопрос: а почему?
За сорок лет, которые он подвизался в пустыне, к нему приходило много людей разных званий и сословий. После его блаженной кончины люди не переставали приходить на его могилу. Следующие поколения знакомились с его жизнеописанием и наставлениями, и настолько глубоко они попадали в сердце, что люди начинали его любить как родного и близкого человека.
Преподобного Серафима почитал простой народ, в отличие от интеллигенции, однако один из образованнейших людей того времени, который впоследствии принял постриг с именем Серафим и стал архиереем, написал его подробное жизнеописание, собрав всё, что о нём известно. Это жизнеописание попало в руки императору Николаю II и произвело на него настолько сильное впечатление, что он настоял на том, чтобы собралось заседание Священного Синода, на котором был рассмотрен вопрос о канонизации. В 1903 году на канонизацию преподобного Серафима Саровского собралось такое количество людей, которого Церковь Русская не видела никогда ни на одном торжестве. Это были не только простые люди и духовенство — приехал и сам император с семьёй.
Сильнейшее впечатление на всех, кто знакомится с преподобным Серафимом, производит его жизнь, но вряд ли кто-то сможет ответить, какой именно её эпизод. Он не строил храмов и не открывал монастырей, не был таким богословом и проповедником, которого бы все цитировали и изучали в духовных семинариях. Нельзя же полюбить человека только за то, что он упал с колокольни и жив остался, или за то, что он медведя покормил, и медведь его не съел!
Я думаю, почитание преподобного Серафима связано с тем, что он был исключительным сосудом благодати Духа Святого, и именно она через него так влияет на сердца людей. Его любовь к Богу была искренней и настоящей. Когда говорят про Серафима Саровского, первое, что люди вспоминают — его любовь, доброту и всегдашнюю радость. «Христос воскресе, радосте моя!» — приветствовал он каждого. Многие люди свидетельствовали, что с ним даже не надо было разговаривать: просто постоишь рядом, помолчишь — уже тебе всё понятно, идёшь обратно совсем другим человеком. Жизнь людей рядом с ним менялась. Именно этого нам сегодня очень не хватает.
Мы с вами гораздо больше знаем об истории Церкви, о богословии и о жизни святых, чем в своей земной жизни знал преподобный Серафим Саровский. Перед нашими глазами сегодня раскрывается та история, которая в то время ему была недоступна для изучения. Но информация не может нам заменить живого общения с Богом, знание о Боге Самого Бога не заменит.
Серафим Саровский с Богом общался, он Его знал. Чтобы понять, как он это сумел сделать, давайте будем почаще возвращаться к его жизнеописанию и вникать в его наставления.
Мне не один раз приходилось задумываться, что в то или иной ситуации делать, как поступить. В такие моменты я вспоминаю людей, которые для меня значимы, — и тех, кто ещё не окончил свою земную жизнь, и святых. Мысль о том, что преподобный Серафим в подобной ситуации сделал бы тот или иной выбор, действительно помогает, даёт фундамент, на который можно опереться. Это приводит сердце и ум к тем мыслям, которые, скорее всего, будут угодны Богу.
Нам обязательно нужно о таких людях знать как можно больше, внимательно изучать их наследие. Нам нужно чаще приводить себе на память их образы, чтобы, глядя на них, мы могли служить Богу и стать такими же сильными, как они.
Серафим Саровский считал, что каждый человек может быть носителем благодати в своём сердце. Каждый человек может стать храмом Духа Святого. Он об этом говорил как о чём-то вполне простом, доступном, естественном и обязательном — о том, что человек должен поставить целью своей жизни.
В беседе о стяжании Духа Святого он сравнивает этот процесс с торговлей, потому что ему приходилось с купцами говорить: вот вы торгуете и смотрите, какой товар приносит прибыль, и его завозите. На жизнь свою посмотрите, подумайте: что у вас лучше получается? У кого-то лучше получается молиться — молись, чтобы благодать Духа Святого была в твоём сердце. Кто-то милостыню даёт — давай милостыню. Кто-то заботится о ближнем — заботься о ближнем. Но следи, чтобы твоё сердце не остывало, чтоб оно горело, чтобы благодать из него никуда не уходила, потому что без этого огня оно становится холодным и чёрствым.
Вот этому нам с вами надо учиться у преподобного Серафима, потому что никто другой нас этому не научит. Он влиял при жизни и продолжает влиять на сердца многих и многих людей. Читайте его жизнеописание своим детям и сами почаще обращайтесь к его образу и его наставлениям. Не забывайте ему молиться, потому что он перед Престолом Божиим слышит нашу молитву и может отвечать на неё. Я верю, что всё это будет делать нас с вами сильнее и ближе к Богу, и мы будем хотя бы отчасти чувствовать ту благодать, которую в своём сердце имел преподобный.