Протоиерей Владимир Шутов
Анатомия чревоугодия
Безобиден ли грех чревоугодия? Так ли он прост, как кажется? Обязательно ли отказываться от вкусной пищи, чтобы угодить Богу? Протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново, ответил на эти вопросы в рамках рубрики «Анатомия страстей».
Чревоугодие — не убийство?
Священное Писание учит нас, что грех — это то, что ведёт нас к духовной смерти. Как бы ни было приятно чревоугодие, как бы изысканно не называли чревоугодников «гурманами», надо понимать: всякое излишество ведёт к гибели. Надо признаться себе, что это не просто мелочь, которая ни на что не влияет. Из неё рождается множество метастазов, которые распространяются в душе человека и губят её.
Грех происходит от врага рода человеческого — дьявола, который желает уничтожить нас, поэтому нужно давать себе отчёт: тот, кто живёт грехом, кому нравится грех, любит и того, кто приводит его к этому греху. Любит, даже если этого не осознаёт. Чревоугодие отводит человека от Господа Бога так же, как и все другие грехи. При внешней безобидности оно такое же скверное и опасное. На исповеди часто говорят: «Я ничем не грешен: никого не убил!» — но чревоугодие в духовом плане не отличается от греха убийства.
Святые отцы о чревоугодии:
«Не будь чревоугодлив в еде, чтобы не возобновились в тебе прежние грехи твои» (прп. авва Исаия).
«Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю» (свт. Василий Великий).
«Лев, гоняясь за добычею для своего чрева, делается пленником; и чревоугодник унижается для удовольствия чрева» (прп. Ефрем Сирин).
«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу ранее определенного часа; другой любит только пресыщаться какою бы то ни было пищею, а третий хочет лакомой пищи» (прп. Иоанн Кассиан).
«Око чревоугодника высматривает, где пиршество, а око воздержного — где собрания мудрых» (прп. Нил Синайский).
Как рождается страсть
От чего возникает эта страсть? — от саможаления, от неправильного понимания сути человеческой жизни, а тем более жизни духовной. Ещё древние философы утверждали, что человек ест, чтобы жить, а не наоборот. Питание — не основной смысл нашей жизни. В святоотеческой практике утверждается, что приём пищи ценен, когда он не приводит к удовольствию. Обычно же всё наоборот: еда — это одно из главных удовольствий человека. Мы даже в пост выбираем то, что нам нравится, чтобы снова и снова насытить свой вкус.
Чревоугодие возникает от слабоволия, которому мы потакаем. «Вот начнётся пост — тогда я покажу! Возьму себя в руки!» — знакомо? Но приходит пост — и ты ничего не показываешь. Тогда начинается торговля: «Начну с понедельника», «со вторника». Всё это приводит к тому, что тело ослабляется, появляется изнеженность, у человека остаётся меньше времени на молитву, потому что все силы уходят на еду. Мы ведь колоссальное количество времени тратим на то, чтобы придумать, что съесть, приготовить пищу и употребить её! Сокращение молитвенного правила приводит к охлаждению в духовной жизни, и вот уже безобидное на первый взгляд чревоугодие приводит к серьёзным проблемам.
Святые отцы о последствиях чревоугодия:
«Подъяремные животные от яслей выступают в дорогу, несут тяжести и исполняют свою службу… А ты после трапезы бываешь неспособен и негоден ни к какому делу; не будешь ли ты хуже и самых ослов? Будем же от трапезы обращаться не на ложе, но на молитву, чтобы нам не быть бессмысленнее бессловесных» (свт. Иоанн Златоуст).
«Чревоугодник трудится и сокрушается о том, как наполнить чрево свое яствами, а когда поел, мучится во время пищеварения» (прп. Ефрем Сирин).
«Кто с жадностью предается яствам, подрывает силы тела, равно как уменьшает и ослабляет крепость души» (свт. Иоанн Златоуст).
«От чревоугодия рождаются пирования и пьянство» (прп. авва Серапион).
«Ненасытное чрево научило людей вооружаться друг против друга» (свт. Григорий Богослов).
«Отощавшее чрево приуготовляет к тому, чтобы бодрствовать в молитве, а пресыщенное наводит глубокий сон» (прп. Нил Синайский).
«Сребролюбие, гнев, печаль суть порождения и отростки чревоугодия» (прп. Нил Синайский).
«От угождения чреву грубеет и ожесточается сердце» (свт. Игнатий Брянчанинов).
«Кто служит своему чреву и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом» (прп. Иоанн Лествичник).
Мало кто может питаться так, чтобы пища служила только для поддержания организма. Иногда в пост — особенно в первую неделю, когда сосредоточен на службах — при желании что-то съесть или утолить жажду в голову приходят только хлеб и вода. Тогда ты действительно голоден. Однако мы редко бываем настолько голодны, чтобы довольствоваться самой простой пищей.
Чревоугодие стоит первым в списке восьми главных страстей, которые нам нужно научиться преодолевать. Без победы над ним мы не сможем идти дальше по пути совершенствования своей духовной жизни. Только в Боге можно найти силы и поддержку для борьбы с этим грехом.
Есть ли оружие против… ложки?
Победить чревоугодие поможет усердная молитва. Не пару раз в день сказать: «Господи, помоги, чтобы я меньше съел!» — а постоянный молитвенный труд, просьбы от всего сердца к Богу о том, чтобы Он уберёг нас от этой страсти, дал возможность преодолеть её, чтобы у нас оставалось больше времени на общение с Ним. Наша задача — преодолевать страсть любовью к Богу.
Бог создал много вкусного. Фрукты, овощи, мёд, молоко — это то, что дано нам вкусным изначально. Нужно ли отвергать эти дары? Во всём важно наше отношение. Одно дело — наслаждаться едой, другое — радоваться и благодарить Бога за любовь, которой Он окружил нас. Посмотрите: вокруг деревья, цветы, плоды. Мы можем наслаждаться их запахом, цветом, формой, вкусом — наслаждаться благодарно, помня о Том, Кто даровал нам всё это. Святые отцы предлагали такой принцип отношения к противоположному полу: если видишь человека с прекрасной внешностью, надо благодарить Бога, что Он окружил нас не монстрами, а прекрасными созданиями, с которыми приятно общаться. Если же начинаешь наслаждаться созерцанием прекрасного лица и забываешь про Отца, то это уже подмена. Так же и с едой.
Святоотеческий опыт в помощь
Авва Дорофей учил юношу Досифея так: «Ешь столько, сколько нужно, чтобы ты насытился». Тот ел, а старец спрашивал: «Ты наелся? Хорошо себя чувствуешь?» — «Да». — «А можешь немного меньше съесть?» — «Могу». Так они постепенно дошли до определённой ежедневной нормы, которая была намного меньше, чем юноша съедал изначально. Это очень полезный и мудрый подход. Людям свойственно есть гораздо больше, чем того требует организм. Понемногу уменьшая ежедневную дозу пищи, можно понять, сколько нам требуется для поддержания сил, а что — явно лишнее.
Святые отцы о борьбе с чревоугодием:
«Учись держать чрево в крепкой узде; оно одно не воздает благодарности за оказанные ему благодеяния» (свт. Григорий Богослов).
«Если враг возбуждает к чревоугодию, нападем на него постом» (прп. Ефрем Сирин).
«Искренно оплакивающий грехи свои не будет угождать чреву» (прп. Иоанн Лествичник).
«Я не могу есть это, могу только то», — говорит гурман. Здесь от меньшего греха рождается больший: от чревоугодия — гордость. К любому греху гордыня примешивается обязательно. Она поражает и чревоугодника, и постника. В «Лествице» есть такие слова: «Ем — соблазняюсь, не ем — горжусь». Есть ведь и обратная сторона чревоугодия, когда человек видит смысл духовной жизни в отказе от какого-то вида пищи, превращает его в самоцель. Знакомишься с таким, а он через некоторое время сообщает, что мяса не ест, как будто это что-то значит. У нас бытует мнение, что если ты чего-то не ешь, то становишься ближе к Богу. Пища не приближает к Богу и не удаляет от Него. Отказ от пищи или выбор её, да вообще любое действие человека должны рождать в нём любовь. Это самое главное, что должно зарождаться в нас: любовь к Богу, а через неё — любовь к ближнему.
Крайности — переедание или необдуманный отказ от чего-либо — вредны, об этом надо говорить. Чтобы их избежать, нужно ориентироваться на Священное Писание: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор. 10:25-28).
Адекватная жертва
Когда неофиты сидят на хлебе и воде — это нормально при условии, что длится небольшой период времени, после которого начинается адекватное отношение к себе и своей духовной жизни. Если же такой отказ от обычной еды заменяет все остальные шаги, тогда с этим нужно работать. Человек должен прийти в себя. Отказ от пищи не приводит к духовным высотам. Это крайность, противоположная чревоугодию.
Жертва таким бытовым явлением, как пища, вполне возможна, и это совсем не предполагает отказа от привычной еды. В идеале христианин может проанализировать, сколько он в неделю потратил на еду, сократить эти расходы процентов на пять и разницу отдать на добрые дела. Авва Дорофей приучал Досифея к такому же воздержанию.
Деликатность и индивидуальный подход
Сейчас чрезвычайно много проблем, связанных с питанием. Часть из них пересекается с вопросами здоровья. Человек может каяться в грехе чревоугодия, а на самом деле у него проблемы с обменом веществ или даже психикой. Сколько людей «заедают» депрессию или стресс, страдают нервной булимией! Всё это требует деликатного отношения. Если говорить о здоровых людях, то воздержание ещё никому вреда не приносило. Раз в неделю какое-то посильное время воздерживаться от пищи полезно.
Человек должен оценить (сам, а ещё лучше — с духовником), что он способен понести, выработать свою норму и придерживаться её. Тот, кто тяжело трудится, будет есть гораздо больше тех, кто ведёт пассивный образ жизни. Страдающим диабетом или болезнями ЖКТ нужно питаться чаще, чем здоровым людям. Человеку, занимающемуся умственным трудом, может потребоваться больше глюкозы. Всё очень индивидуально, и никто не имеет права говорить другим, много они едят или мало. Никого нельзя осуждать.
Каждый из нас стоит перед Богом и должен понимать: есть нужно не для того, чтобы кому-то что-то доказать, а чтобы были силы послужить Богу, людям и себе — не стать обузой окружающим. Если у верующего язва или диабет — это нужно уважать. Если особенности его здоровья и питания становятся препятствием к причастию, нужно говорить об этом священнику и вместе с ним выбирать такой подход, который не будет мешать прибегать к таинству.
Священнослужителям нужно решать такие вопросы, руководствуясь исключительно любовью. К себе можно подходить и построже, а вот к людям — только милосердно. Им и так сейчас трудно, а если мы начнём призывать их перейти на хлеб и воду, что получится? Наши бабушки всю жизнь недоедали, на склоне лет у них пенсии маленькие, хватает только на минимум. И что, призывать их ограничивать себя в еде? С детьми тоже очень сложно, потому что они привыкают к фастфуду, от этого только аппетит разгорается, а толка мало. Главное — молиться о людях и не разделяться. Если мы будем из-за тарелки супа конфликтовать, то какие же мы христиане тогда? Господь видит силы каждого, знает, кто может тяготы перенести, а кто нет.
Священнику нужно следить за собой, а не осуждать людей. Приём пищи — сакральный акт в жизни человека, интимная тема. Даже в отдельно взятой семье у каждого свои предпочтения. Касаться этих вопросов нужно осторожно. Если видишь, что твой ближний грешит чревоугодием, нужна в первую очередь молитва, а вот лезть с советами не надо.
Всегда ли «где просто, ангелов со сто»?
Святые Царственные страстотерпцы, когда было надо, отказались и от изысканной пищи, и от красивой посуды. А те, кто ели простую еду, вдруг захотели есть дорогую, и ради этого начали убивать. Страстотерпцы умели во всём видеть Бога, поскольку они получили хорошее духовное воспитание. А вот те, кто совершил революцию и убил их — рабочие и крестьяне, которые жили настолько просто, что в их домах могли жить ангелы, — были полны ненависти, зависти, желания взять то, что им не принадлежит. О человеке больше говорит не то, что он имеет, а то, от чего он может отказаться. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12), — пишет апостол Павел.
Безобидных грехов нет
Источник у греха один. Если человек не обращает внимания на то, что и как он ест, от этого недалеко до более серьёзных вещей. В известной притче говорится о том, что дьявол предложил монаху выбрать, каким грехом согрешить, чтобы он его оставил: пьянством, блудом или убийством. Монах выбирает первый как самый безобидный, но, будучи пьяным, совершает и все остальные. Монах не понял, что дьявол всегда обманывает. С ним нельзя идти ни на какие сделки: он шулер. Так и с чревоугодием: мы думаем, что нам просто хочется есть, а за этим могут таиться очень серьёзные вещи.
Записала Екатерина Щербакова