11 марта 2018 г.
Митрополит Митрофан: Почему Бог не избавляет нас от страданий?
В вечер Недели Крестопоклонной митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил пассию с чтением акафиста Страстям Христовым в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. После чтения Евангелия владыка обратился к прихожанам с проповедью.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В четыре воскресных дня Великой Четыредесятницы совершается пассия. Во время этого богослужения мы слышим евангельский рассказ о страданиях и крестной смерти Спасителя. Слушая этот рассказ и сопереживая ему душой и сердцем, мы становимся свидетелями той картины, которую рисуют нам евангелисты. Для нас это имеет определённый смысл, потому что жизнь во Христе, жизнь по Евангелию — это не просто запоминание текстов, это некое погружение в иную реальность, которую нам Евангелие открывает, и через Евангелие мы к этой реальности прикасаемся.
Рассказ о страданиях любого человека всегда вызывает сожаление и сострадание, потому что страдание и скорбь — это самое неприятное, что есть в человеческой жизни. Человек никогда не смирится с тем, что есть болезнь, смерть, несправедливость — всё то, что сопровождает человека после того, как он отпал от Бога.
Ни один человек страдать не хочет. Ни один человек не хочет, чтобы с ним случилось, как мы говорим, что-то плохое или какое-то несчастье. Прожить жизнь, чтобы ничего такого с тобой не случилось, практически невозможно, и когда приходит какая-то скорбь или беда в нашу жизнь, первое, что человеку хочется сделать, — это закрыть глаза, открыть их и подумать, что это происходит не с ним. Нам кажется, что это должно происходить с кем-то другим, но не с нами, мы не должны быть ни в этом месте, ни в это время, это не должно попадать в нашу жизнь. Это естественная реакция человека.
На самом деле мы такие же, как и все. С нами в любой момент может произойти любое обстоятельство, любая неприятность. Мы не можем иметь гарантии, что этого не будет. Но для христиан здесь открывается некий выход, некое окно, позволяющее сделать глоток свежего воздуха. Мы понимаем, что это не просто какая-то случайность или стечение обстоятельств, которые привели нас к несчастью, а в этом всём есть какой-то глубокий смысл.
Глядя на Христа, на Его Крест и на Его страдания, мы понимаем, что, будучи освящены Самим Богом, они приобретают смысл. Первый из самых очевидных — они способны менять человека, делать его лучше. Они способны помогать ему становится ближе к Богу. Недаром кто-то придумал слова, которые выражают такой человеческий опыт: чем больше скорбь, тем ближе Бог. Почему-то так близко Бога человек не ощущает в период благоденствия. Бог человеку особенно близким становится тогда, когда ему плохо и трудно. Это одна из тех священных тайн, которые есть в страдании. Это значит не то, что к Богу по-другому прийти нельзя, а то, что христианин имеет способность и возможность в страданиях обрести высший смысл своей жизни и не отчаяться, не прийти в состояние, когда они сами по себе станут для него орудием казни.
Когда мы смотрим на картину, которую рисует Евангелие, мы видим, что Спаситель, Царь мира, Тот, Который страдания мог избежать, у Которого не было никакой необходимости проходить через них, идёт этим путём. Воины нарядили Его якобы в царскую одежду и глумились над Ним — ударил по голове и кланяется. Надели платок Ему на лицо, плюют в Него и говорят: «Ну-ка, предскажи нам сквозь платок, кто только что тебя ударил и в тебя плюнул». А другие потом начали кричать: «Ты царь? Спасись, сойди с креста. Не можешь себе помочь? Ты же другим помогал». Напоминали Ему Его проповедь: «Ну ты там рассказывал, что в три дня можешь построить церковь и разорить. А с креста ты можешь сойти?» Те, кому Он помогал, для кого Он был благодетелем, тоже ведь не оказались в числе тех, кто Ему сострадает. Они глумились над Ним, смеялись над Его страданиями, над Его скорбью.
Это наводит на мысль о том, что когда происходит в жизни какая-то неприятность, диавол нам такой же платок на лицо накидывает, как эти воины на лицо Спасителя, и спрашивает у нас: «Ну где твой Бог? Ты молился, в церковь ходил, постился, исповедовался, причащался — чего же Он тебе не помогает? Чего Он не избавляет тебя от твоих страданий?» Происходит некое испытание нашей с вами веры и верности тому выбору, который мы сделали, когда последовали за Христом. Рядом с нами обязательно появляется кто-то, кто спросит нас: «Ну что, почему тебе твой Господь не помогает? Почему ты не получаешь от Него избавление сразу, как только тебе стало плохо? Ведь должно же так быть, ведь ты же об этом просил, ведь ты же на это надеялся!»
Нам нужно научиться видеть в этом дьявольское искушение и преодолевать его верностью Тому, Кто эти страдания претерпел добровольно ради нашего спасения, осознавая, что в них обязательно есть смысл, что это не ошибка: то, что с нами происходит, должно происходить именно с нами, и это важно именно для нас. Если человек научился так видеть свою жизнь, это говорит о том, что он уже смог воспринять Евангелие в своё сердце. Именно Евангелие научило его так к жизни относиться и так понимать то, что с ним происходит.
Испытания будут обязательно, от них никуда не денешься. Какой бы благополучной внешне ни была жизнь, наступает момент, когда приходится через них пройти. И как хорошо, что есть Крест, на который можно посмотреть, как когда-то на медного змия смотрели в пустыне! Осенив себя знамением Креста, поцеловав свой нательный крестик и вспомнив о Распятом, можно ощутить ту силу, которая поддерживает и укрепляет, когда тебе тяжело и трудно. Как хорошо знать, что страдания и скорби, и испытания, которые с тобой случились, — это не бессмысленное стечение обстоятельств, а некий путь, по которому тебя ведёт Господь для того, чтобы привести тебя к вечности и Царствию Божию!
Когда с нами что-то подобное будет происходить в жизни, давайте научимся видеть в этом премудрую руку Божию. Давайте будем благодарить Его Священный Промысл, который ведёт каждого из нас тем путём, которым нужно пройти, чтобы войти в Царствие Божие. Всё не бессмысленно, напрасно, не случайно, а нужно именно нам, чтобы спасти свою душу и стать наследником Царства Божия и жизни вечной. Аминь.