Протоиерей Николай Николенко
Что можно и чего нельзя делать в день причащения?
Сколько же поразительно странных суеверий создано вокруг великого Таинства Причастия! По мнению многих православных после причастия нельзя:
- спать;
- есть всё, что содержит кости, косточки, скорлупу (рыбу, птицу, фрукты, семечки, орехи и так далее);
- целовать кого-либо (даже ребёнка);
- плевать;
- ругаться;
- петь.
Список может быть дополнен, но в этом нет необходимости, потому что мы обратились за консультацией к священнику и попросили его разъяснить, что же допустимо в день причастия, а что — категорически нет. Ясность в вопрос внёс протоиерей Николай Николенко, настоятель Пантелеимоновского храма г. Железное (Артёмово).
После причастия можно делать всё, что полезно для спасения души. Желательно провести этот день с осознанием того, что вы в себя приняли Самого Христа, и постараться не ссориться, не осуждать, не сквернословить. Можно помочь ближнему, делать повседневную домашнюю работу.
Нельзя проводить день в праздности — возле телевизора или компьютера, в ненужных увеселениях. В целом, Господь нам ничего не запрещает, но нужно помнить, что «всё мне позволительно, но не всё полезно» (1 Кор. 6:12).
Теперь по поводу мифов. Порой некоторые из них искажают православие, превращают его в некое язычество. Например, миф о том, что в день причастия нельзя плевать на землю, уходит корнями в культ обожествления земли как творческой энергии. По поводу косточек: скажите, они что, освятились, побывав у вас во рту? Благодать перешла на них? Это всё, конечно же, не имеет под собой никакого канонического или даже назидательного основания.
Традиция не спать в день причастия действительно есть в некоторых монастырях. Почему она возникла? У монахов жизнь расписана по послушаниям, им, как правило, просто некогда, однако в афонском уставе, например, имеет место дневной промежуток для отдыха. Традиция не спать объясняется так: чтобы во сне не искусил сатана. Если человек этого боится — пусть не спит. Если же шахтёр, причастившись, не будет спать перед сменой, он рухнет. То же касается многодетных и кормящих мам, которые рады хоть ненадолго голову приклонить, пока грудничок заснул. Думаю, в таком дневном отдыхе никакого греха не будет, потому что причина этого сна — не лень, а усталость. К этому вопросу нужно подходить, исходя из своего самочувствия.
Слышал, что нельзя целовать после причастия иконы и руку священника. Почему? Ваши губы стали более святыми, нежели иконы? Или вы боитесь растратить полученную при причастии благодать? То же касается любых поцелуев, когда некоторые излишне благочестивые прихожанки не целуют после причастия даже детей. Кстати, недавно услышал ещё одну «новость»: нельзя целоваться в пост, причём даже при встрече с близким человеком. Оказалось, только на Пасху можно начинать христосоваться, а до того — ни в коем случае. Между тем, замечу, что в таинстве венчания есть момент, когда супруги целуются. У нас это не культивируется, но в требнике — есть. Это целование происходит уже после того, как мужчина и женщина причастились.
Нельзя проводить день причастия в праздности, но это не значит, что нужно работать до изнеможения. Можно и отдохнуть, и подремать. Если же причастник почитает Псалтырь, жития святых или одну из миллиона замечательных книг духовного содержания — будет замечательно. Сейчас, если человек оторвался от телевизора и взял в руки книгу — пусть не православную, а обычную художественную классику — это уже большое дело. Достоевский, Чехов — почему бы не перечитать этих писателей?
Если же вы отправитесь одинокую бабушку проведать, просто побеседовать с ней — как это будет прекрасно! Помощь ближнему не только в том, чтобы нарубить ему дров или машину угля выгрузить. Наши старики страдают от одиночества. Они забыты родными, государством, коллегами. Если к ним придёт кто-то с баночкой варенья или каким-нибудь бубликом, они поговорят и попьют вместе чая, это будет замечательно проведённый день для всех. Такое времяпровождение, конечно же, не будет считаться праздным.
Если у человека дети, и он будет за ними ухаживать, проверять уроки, читать с ними книги, писать — это тоже не праздность. А вот если своих бросил и пошёл кого-то проведывать — здесь нужно быть внимательным. Действительно ли этот визит важнее всего того, что вы оставляете дома? Мой отец, священник, рассказывал, как одна женщина жаловалась ему: «Батюшка, меня муж бьёт!» — «А за что бьёт? — «Да я пока кафизму прочитаю, потом три акафиста, потом положу сто поклонов… А он приходит с работы, есть хочет и меня отвлекает от молитвы!»
Главное, что нужно понять: молитва и таинства не должны быть причиной раздора в семье. Причастие должно освящать и оживотворять человека. Будем помнить об этом.
Записала Екатерина Щербакова