26 июня 2022 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе
В Неделю 2 по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики храма.
За богослужением пели хор собора, молодёжный архиерейский хор и детский хор.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился архимандрит Агафодор (Поляков). Он призвал подражать святым в доверии Богу во время самых трудных жизненных испытаний:
«Мы видим пример всей полноты Церкви, всех святых угодников, что если мы будем доверять Богу, Господь обязательно всё управит. Если мы в чистоте своего сердца будем принимать слова Священного Писания, оставленные нам, мы поймём, что слова Господа „Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас“ (Мф. 11:28), — это истина».
По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к прихожанам с кратким архипастырским словом, в котором напомнил о том, что святость не осталась нашим прошлым, но к ней призван каждый из нас:
«Нашу землю называют богатой: у нас есть недра, леса, поля, талантливые люди — учёные, деятели культуры, зодчие, военные, врачи… Святость, которой наполнена Русь, — тоже одно из богатств, которое ей принадлежит. Сегодня оно принадлежит и нам — не только как историческое наследие, но и как то, к чему призваны все, кто живёт и будет жить на этой земле.
Оглянувшись вокруг и спрашивая себя, а где же те святые, которые живут здесь и сейчас, склонны говорить: „Да нету, никого я тут не вижу с нимбом, никто чудеса не совершает, никто мёртвых не воскрешает, никто не делает тех великих деяний, о которых мы читаем в Священном Писании и житиях“. Нам кажется, что святость — это то, что уже прошло, но так быть не может в силу того, что Церковь существует, чтобы те, кто становится её членами, шли к святости как к смыслу. Они призваны к этому как к величайшей цели и конечной точке пути христианина.
Представьте себе школу, в которой всю жизнь учишься, но так ничему и не научился. Нельзя бесконечно учиться, но при этом никак не пользоваться этими знаниями. Нельзя бесконечно готовить еду, но при этом не есть то, что ты приготовил. И Церковь существует не для того, чтобы мы изо дня в день, из года в год бесконечно повторяли одно и то же, а для того, чтобы мы, приходя сюда со своими воззрениями, слабостями, ошибками, недостатками действием благодати Духа Святаго и собственными трудами и усилиями преображались и менялись. Чтобы святость и святые, о которых Церковь сегодня нам напоминает, продолжалась в каждом поколении, чтобы каждый любил Бога, находил способ делать добро, жить жизнью самоотверженной и полноценной, отдавая всего себя тому, к чему мы призваны, если надели на себя крест и называем себя христианами. Я верю, что и нынешнее поколение — духовенство и миряне, мужчины и женщины — тоже оставит после себя имена, которые следующие поколения будут прославлять.
Скромность, не превозношение самого себя — фундамент, без которого невозможна духовная жизнь. Святые себя святыми не считали. Более того, они не были безгрешными. Они тоже были людьми, которые совершали ошибки, каялись в своих грехах, понимали, что что-то они делают неправильно, останавливались и имели мужество и силы самим себе признаться в том, что они неправы, и переменить свою жизнь.
Святые — это были такие же люди, как мы с вами. Дай Бог, чтобы благодать Духа Святаго научила нас и помогла каждому из нас пройти путь христианской жизни таким образом, чтобы плохое осталось за её пределами, а хорошее, к чему мы призваны, заняло достойное и подобающее место.
Я всех вас поздравляю с сегодняшним праздником! Помните о том богатстве, которое есть у каждого из нас, о том, что мы живём на земле, которую называли Русь Святая, и мы — наследники и продолжатели подвига тех, кто её прославил своей святой жизнью».
Фото протодиакона Михаила Ильчука
Икона Всех святых, в земле Русской просиявших. 1934 г. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.
Начиная с XVI века в Русской Православной Церкви существовало празднование памяти всех святых новых чудотворцев. Совершалось оно на третий день памяти Крестителя Руси — святого князя Владимира. Традиционным автором службы считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря. С течением времени этот праздник был забыт и не вошёл в печатные месяцесловы, а его текст не был издан.
Воссоздать праздник в честь всех святых, в земле Русской просиявших, решили в 1917 году, когда произошли страшные события в нашей стране.
Инициатором воссоздания выступил гениальный историк-востоковед профессор Петроградского университета (ныне СПбГУ) академик Борис Александрович Тураев, сотрудник богослужебного отдела Поместного Собора Православной Церкви 1917-1918 годов.
В своём докладе он отметил: «В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, — представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».
Дополнение и исправление службы было поручено Борису Александровичу Тураеву и иеромонаху Афанасию (Сахарову) (впоследствии епископу Ковровскому, священноисповеднику). Службу почти полностью переписали, из старой осталось лишь несколько песнопений.
Монахиня Иулиания (Соколова)
Первое издание вышло в 1918 году. Святитель Афанасий (Сахаров) редактировал службу в течение всей своей жизни. Следующее издание вышло в 1946 году. Окончательный текст выпустили в составе Миней, подготовленных патриархией в 1978-1989 годах.
Мария Николаевна Соколова (монахиня Иулиания) начала писать икону «Собор всех святых, в земле Русской просиявших» в 1930-х годах. Святитель Афанасий разработал композицию иконы и в письмах Марии Николаевне давал рекомендации о составлении иконографии.
Перед написанием образа она изучала жития и другие источники. Так был рождён образ, ставший иконописным воплощением службы Всем русским святым. На ней изображены Киев и Москва как два города, ставших основанием Православной Церкви на Руси.
На иконе также изображены три иконы Богородицы, связанные с Русью, — Владимирская, Казанская и Новгородское «Знамение», а также множество святых. Образ, написанный монахиней Иулианией в 1934 году, хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Конечно, на ней невозможно было изобразить всех наших святых, которых насчитываются тысячи, — это скорее образ святости, чем буквальное изображение.