17 апреля 2022 г.
Митрополит Митрофан совершил богослужения в Неделю ваий
В праздник Входа Господня в Иерусалим митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
Богослужебные песнопения исполняли взрослый, архиерейский молодёжный и детский хоры собора.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Димитрий Абросимов. Он призвал каждого, кто сегодня встречает Христа с ветвями, впустить Его в своё сердце:
«Вход Господа в Иерусалим — это вход в сердце каждого из нас. Как ворота города были распахнуты перед Христом, так и двери нашего сердца мы можем открыть или закрыть перед Ним. Очень важно, чтобы мы не уподобились той иудейской толпе, которая в воскресенье постилала одежды, резала пальмовые ветви, восклицала „Осанна!“, а уже в пятницу с не меньшим энтузиазмом кричала „Распни! Распни Его!“ Очень часто нашими словами, внешним видом мы восхваляем Господа, а делами, которыми действительно, по слову Священного Писания, должна подтверждаться наша вера, мы буквально вопием: „Распни! Распни Его!“».
По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором объяснил, почему Бог допускает человеческие страдания:
«Мы уже две тысячи лет празднуем Пасху, но любая скорбь, любая трудность, любое испытание, а тем более смерть, и смерть несправедливая, вызывает у нас огорчение, сожаление и тот же вопрос, который был у людей и тогда: как это можно совместить со всемогуществом Божиим? Где же Бог, почему Он это допускает? Почему Господь по отношению к Самому Себе допустил такую несправедливость и жестокость, имея при этом власть этого не делать? Почему сегодня Он допускает, чтобы невинные люди терпели страдания и смерть? В этот день Господь хотел сказать, что смерть — это не конец бытия, что от страданий, хотя они болезненные, не всегда нужно убегать, потому что через них мы меняемся и созреваем, как плод, для Царства Божия и жизни вечной».
Все пришедшие в главный храм города дети получили сладкие подарки.
Фото протодиакона Михаила Ильчука и Кирилла Туренко
Накануне вечером митрополит Митрофан совершил в соборе всенощное бдение с литиёй и чин благословения ваий.
Фото протодиакона Михаила Ильчука
Вход Господень в Иерусалим. Мозаика собора св. Марка в Венеции
Вербное воскресенье и Лазарева суббота перед ним — дни, в которые вспоминаются события, непосредственно предшествовавшие Страстной седмице. В субботу Христос воскрешает Лазаря (Ин. 11). Свидетелями чуда становятся сотни жителей Вифании и Иерусалима — эти города расположены рядом. На следующий день Господь совершает Свой торжественный путь из Вифании в Иерусалим на вольные страдания. Через четыре дня Он будет распят.
Триумфальное шествие Христа в Иерусалим предсказал пророк Захария:
Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной… И Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли (Захар. 9:9-10).
У Захарии описан древний иудейский обряд поставления помазанника на царство: он должен был войти в столицу, восседая на ослице и молодом ослёнке. По причине этого пророчества в представлениях иудеев того времени укоренилась вера в обещанного Мессию как в могущественного земного царя, который, наконец, придёт избавить народ от ига римлян.
Народ встречал шествующего Спасителя так, как встречают царя: с ликованием, устилая путь пальмовыми ветвями, дорогими тканями и одеждами. Навстречу Христу вышли тысячи людей, пришедших из всех городов Иудеи на праздник Пасхи. Среди них быстро распространялась весть о чуде воскрешения Лазаря, передаваемая сотнями очевидцев.
Никто не понимал скорби на лике Христа в момент Его торжественного входа в Иерусалим. Всем казалось, что теперь всё будет хорошо, что земное царство Мессии уже почти наступило. При этом иудеи забывали о других словах пророка Захарии: И они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце (Захар. 12:10).
Предсказана в этой книге пророка и продажа Христа за тридцать сребреников (гл. 11). Сам Спаситель, идя на вольные страдания, цитировал апостолам ещё одни слова пророка: Поражу Пастыря, и рассеются овцы (Захар. 13:7; Мф. 26:31; Мк. 14:27). Всё это совершится через несколько дней. Те же самые люди, которые кричали «Осанна (т.е. „спаси“)! Благословен грядый во имя Господне!» (Мф. 21; Мк. 11; Ин. 12), будут кричать «Распни, распни Его»…
А пока — день торжества и славы Господней. И каждый, приходящий в этот день в храм с зелёными, только что распустившимися ветвями, встречает Христа либо как своего Спасителя и Искупителя, идущего на страдания, либо как земного царя, надеясь снискать от Него лишь какие-то материальные блага — при этом не замечая или не желая замечать скорби на Его лице: о наших грехах, которые Он уже сейчас берёт на Себя для того, чтобы нести на Голгофу.
В пятницу перед Лазаревой субботой заканчивается Святая Четыредесятница. В субботу на трапезе благословляется рыбная икра, а в Вербное воскресенье — рыба. Дальше начинается пост Страстной седмицы — такой же строгий, как и в первую седмицу Великого поста.