13 марта 2022 г.
Общегородское богослужение в Богоявленском кафедральном соборе прошло в Неделю Торжества Православия
В Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужило духовенство города.
Соборное богослужение в Неделю Торжества Православия уже стало традицией. В этот день собор посетило множество горожан, в том числе из отдалённых районов.
За богослужением пел хор собора под управлением Ольги Ильчук.
По запричастном стихе с проповедью к молящимся обратился клирик Богоявленского собора протоиерей Димитрий Абросимов. Он отметил, что торжество Православия — это не событие, совершившееся однажды в прошлом:
«Торжество веры может совершаться в жизни, душе и сердце каждого из нас. Оно совершается, когда мы отказываемся от чего-то греховного, следуя заповедям Христовым, когда мы нашим поведением не порочим веру во Христа, когда люди не по нашим словам, а по нашему образу жизни видят, что мы христиане».
Множество горожан в этот день причастилось Святых Христовых Таин.
По окончании литургии митрополит Митрофан совершил чин Торжества Православия. Затем он обратился к собравшимся с архипастырским словом. Владыка отметил, что война закончится тогда, когда каждый из нас погасит злобу и ненависть в собственной душе:
«Мы, православные христиане, призваны к тому, чтобы положить ненависти конец, остановить её прежде всего в своей душе и сердце, не впустив её в свой дом, не разрешив ей управлять нашими мыслями, словами и поступками. Она должна окончиться на каждом из нас».
По окончании богослужения всех горожан ждало угощение.
Фото протодиакона Романа Стёпина
Неделя Торжества Православия была установлена в память о победе над ересью иконоборчества. После Константинопольского Собора, осудившего иконоборцев и восстановившего почитание икон в 843 году, византийская царица Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. С тех пор праздник отмечается именно в этот день.
Почему решение церковного Собора празднуется как победа? Изображения Христа, Божией Матери и святых христиане оставляли на фресках катакомб, где молились, начиная со II века. К IV веку, когда Церковь перестала быть гонимой, иконописание достигло высот художественного мастерства. Не было ни одного храма, не украшенного фресками и иконами, святые изображения христиане хранили и в своих домах и не мыслили молитвенной жизни без них.
К началу VI века в Византийской империи под влиянием ислама, всё больше распространявшегося в её пределах, возникло еретическое учение, которое отрицало вочеловечение Христа, а следовательно, и Его искупительный подвиг. Ересь, получившая название монофизитства, отвергала и почитание святых изображений, поскольку еретики не верили в то, что Бог действительно стал одним из нас.
Иконоборцы ошибочно толковали и вторую из десяти заповедей Божиих — «Не сотвори себе кумира…», говоря, что она запрещает любые изображения Самого Бога, а не поклонение тварному миру вместо Бога, как сказано в ней. К кумирам еретики относили и иконы святых, думая, что христиане поклоняются им как идолам, а не просто воздают подобающую им честь.
Святая царица Феодора
В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. К иконоборцам присоединились многие иерархи христианской Церкви. Более столетия святые изображения уничтожались во всей империи. Иконоборцы врывались в дома православных христиан и отнимали образа, кощунствовали над ними. Появились тысячи мучеников за веру — тех, у кого находили иконы, убивали, ослепляли, предавали пыткам.
В 787 году в Никее собрался VII Вселенский Собор православных епископов, который осудил иконоборчество как отдельную ересь. Он смог остановить иконоборцев, но ненадолго. С воцарением императора Льва V Армянина (813–820 годы) иконоборчество вновь усилилось. Окончательно изгнать еретиков из империи смогла только царица Феодора, при содействии которой прошёл Константинопольский Собор в 843 году.
В Константинополь были торжественно перенесены святые мощи исповедников православия Феодора Студита и патриарха Никифора, пострадавших за свою веру от иконоборцев и умерших в изгнании. В знак победы иконопочитания изображение Христа появляется на монетах и печатях. Мучители христиан по императорскому указу были казнены.
Постановление VII Вселенского Собора: «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» — вошло в стихиру Недели Торжества Православия. Канон праздника написал преподобный Феофан Начертанный, исповедник, который сам пострадал от иконоборцев вместе со своим братом Феодором.
В наши дни, когда усиливаются расколы, а на православных христиан вновь воздвигают гонения, особенно важно молиться о единстве Святой Апостольской Церкви. В особом чине, совершаемом в этот день, звучат слова благодарности Богу, молитвы о сохранении Церкви, покаянии тех, кто пока находится вне Её спасительного ковчега, и звучит Символ веры — исповедание истинного православного учения.