Протоиерей Виталий Ворона
Как быть, если что-то не получается?
В истории Церкви были случаи, когда у святых что-то не получалось, однако потом Бог помогал им совершить или обрести желаемое. Так, например, это было с преподобным Романом Сладкопевцем: он не имел дара чтения и пения в храме, за что не раз подвергался насмешкам. После горячей молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы юноша чудесным образом получил желаемые таланты, в числе которых был также дар сочинения церковных песнопений. Как быть обычному человеку, если что-то, чего он хочет, у него не получается? Нужно ли добиваться — или лучше проявить смирение и не настаивать? Что делать, чтобы начало получаться хоть немного? Наконец, почему одним талант даётся, а другим нет? Со всеми этими вопросами мы обратились к протоиерею Виталию Вороне, настоятелю храма Почаевской иконы Божией Матери г. Краматорска.
Пройти первый километр
Я думаю, что вера нам для того и дана, чтобы преодолевать все свои немощи, совершенствоваться и расти. Практически любое дело, которое приходится выполнять, Господь посылает нам во спасение. Нередко цель в том и состоит, чтобы мы всё преодолели с помощью благодати Божией. Она приходит тогда, когда мы действительно в ней нуждаемся. Наша задача — идти к намеченной цели. Однако здесь надо провести грань и отметить важный момент: все современные религии успеха тоже говорят, что нельзя останавливаться, нужно идти вперёд, верить в себя и в то, что успех придёт. Нельзя утверждать, что во всём этом нет смысла и такие методы не работают. Они работают, но не так мощно, как это может быть с Божьей помощью.
Каждому человеку даётся определённый запас талантов и сил для того, чтобы он мог начать какое-то доброе дело. По мере осуществления задуманного человек начнёт ощущать их нехватку. Святые отцы предлагают такой образ: это как если человеку надо подняться на пять километров в гору, а сил у него всего на один. И вот этот один километр мы должны пройти — как преподобные Роман Сладкопевец и Сергий Радонежский. Они испытывали трудности, и только смирением и надеждой на Бога смогли их преодолеть. Да, это были явные чудеса. Почему Бог послал им их? — чтобы укреплять в вере не только их, но и всех нас. Наша задача — понимать контекст, который стоит за теми трудностями, с которыми нам приходится сталкиваться.
Какое отношение к успеху имеет духовная жизнь?
В моей жизни был такой период, когда полностью исчерпались все силы и возможности. Я был предпринимателем, и в определённый момент пришёл к пониманию, что надо где-то находить ресурс для того, чтобы пройти мой первый километр, а взять его неоткуда. Без веры пройти этот путь невозможно. У верующих в этом отношении есть преимущество: им даны инструменты, которые помогают в жизни, и есть опыт святых отцов, который показывает, как эти инструменты работают. Главное, что здесь нужно понять: благодати нельзя домогаться, на неё можно только надеяться. Она может действовать только через покаяние и смирение.
Может возникнуть вопрос: причём здесь покаяние? Мы всегда должны относиться к своим поступкам и неудачам критично, пытаясь понять, почему так происходит и что мы делали не неправильно. Помогут нам в этом десять заповедей и заповеди блаженства. Если удалось выполнить все ветхозаветные заповеди, а всё равно не имеем веры — значит, надо переходить на новый уровень и обратить внимание на заповеди Нового Завета, которые дал Господь. Изучая и применяя их к своей жизни, мы точно осознаем, что в нас нет нищеты духа, кротости, чистоты сердца, что мы больше думаем о том, чтобы нам было удобно, ищем земного благополучия — словом, совершенно не те цели ставим перед собой.
Как понять: надо смириться и оставить дело — или упорно добиваться успеха?
Не надо путать смирение и желание отступить. Смирение — это когда мы пребываем в мире с Богом, окружающими и самими собой. Разве такое состояние души мешает добиваться поставленной цели? У меня перед глазами как раз происходит ситуация, на которой очень хорошо видна разница между смирением и капитуляцией. Один человек вопреки советам опытных людей решил получить профессию, к которой не имел никакой предрасположенности. Не слушая уговоров, взял благословение и отправился учиться. Однако уже через пару недель приуныл, пошёл на попятную и признал, что был неправ: надо было слушаться тех, кто его отговаривал.
На мой взгляд, теперь ему нужно вопреки всему идти вперёд. Не для того, чтобы получить должность или престижную работу, а во славу Божию. Христос сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). Этот человек выбрал путь, сделал первый шаг — а теперь Господь через трудности открывает ему глаза, чтобы он увидел, что ему нужно исправить в своей жизни, в чём покаяться. Ради этого пути и надо идти вперёд. Можно и нужно просить помощи у Бога, но не отступать. Всё возможно с помощью Божией, ведь это Он нам сказал: «Есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» (Лк. 13:30). Возможны даже чудеса. Вот и надо укрепляться в вере, но с дистанции не сходить и идти до конца. Любое начинание — это выход из зоны комфорта, что всегда в конечном итоге ознаменовано каким-то результатом.
Как понять, нужно добиваться результата или нет? Я считаю, что человек не должен отступать. Ему надо возрастать в вере и любое дело выстраивать ко спасению души — тогда он может рассчитывать на помощь Божию. Также эта помощь может прийти, если будем каяться, что-то изменять в своём характере. Духовность присутствует во всех сферах нашей жизни и деятельности, нужно только обратить на это внимание. Если же будем сосредоточены только на материальных благах и практических результатах, то не стоит ждать помощи от Бога. Здесь, к слову, главное отличие христианства от религий успеха: вторые сосредоточены только на материальном результате, у нас же есть глобальная цель, которой всё подчинено — спасение души. Конечно, есть и другие цели: приблизиться к Богу, научиться получать Его благодатную помощь, познавать Его как Творца. Но в первую очередь — стяжание благодати Духа Святого, которая всё откроет и просветит. Стяжать её можно через известные нам средства: молитву, церковную жизнь, покаяние, соблюдение заповедей. Самое главное на этом пути — покаяние.
Какое отношение покаяние имеет к достижению цели?
Наша задача — идти к совершенству. Как и какими путями — однозначного и общего ответа нет и быть не может. Все люди разные, у каждого свой путь и свои способы обретения баланса. Нужно опираться на своё чутьё, голос своей совести, своего сердца. Чтобы их услышать, надо уметь слушать, надо уметь молиться, просить Бога, чтобы Он вразумил и направил, дал какие-то подсказки. Бог всегда пошлёт помощь — в виде человека или какого-то обстоятельства, когда вы поймёте, куда двигаться и что делать. Не будет никаких молний или сверхъестественных встреч, но решение придёт. Особенно явно вы осознаете это, когда спустя время оглянетесь назад и обратите внимание на то, как промыслительно складывались обстоятельства.
Наша проблема часто заключается в том, что мы недооцениваем важность духовного совершенствования и его влияния на нашу жизнь. Если что-то не получается, а надо, чтобы получилось, нужно не унывать, обращаться к Богу за помощью и идти вперёд — и в духовном плане, и в деле, за которое взялись. У Н. Е. Пестова в «Современной практике православного благочестия» упоминаются замечательные слова преподобного Максима Исповедника: «Человек имеет два крыла: свободу и благодать… Добродетели влагает в нас Бог; Он вкладывает их в человеческое сердце, а человеку принадлежит „труд и пот“». Эти труд и пот — тот самый первый километр, который мы должны пройти самостоятельно. Если, как нам кажется, нет помощи со стороны Бога, если непонятно, нужно ли продолжать начатое или нет — надо продолжать. Значит, мы ещё не прошли положенное, у нас ещё есть силы, чтобы идти самостоятельно. Через некоторое время всё станет очевидным. Этому может способствовать как чудо, так и какие-то скорби. И то, и другое — действие благодати Божией. Главное — молиться и трудиться.
Понимаю, что такой совет может раздражать. Помню, когда я только начинал свой путь священника, то совершенно не понимал, что мне делать. Храм надо было строить, но как? Советы маститых батюшек «молиться и трудиться» меня тоже очень раздражали, потому что казались слишком общими. Мне же хотелось конкретики: когда молиться, какой молитвой? Как долго и сколько раз в день? А трудиться — как, что именно делать? И вот когда я осознал, что ничего не понимаю, начал просто делать насущные дела. Кирпич перекладывал, со сваркой вопрос решил. Сначала у меня один помощник появился, стало веселее. Потом ещё люди подтянулись — и дело постепенно пошло. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что первый километр, который я прошёл, утонул в последующих делах и испытаниях, как песчинка в море, но общего результата без него не было бы. Так что надо разобраться в том, к чему призывает нас Господь, услышать Его и понять, чего Он ждёт от нас. Это очень воодушевляет и радует. А если радость есть в сердце — значит, Бог посетил нас, значит, мы идём правильной дорогой.
Беседовала Екатерина Щербакова