Протоиерей Александр Хворост
Какое отношение предательство Иуды имеет к нам?
«Егда славнии ученицы»: о каких событиях повествует песнопение Великого четверга? От чего Церковь предостерегает нас? Почему Христос умывал ноги учеников? Что нужно сделать каждому христианину в этот день? На наши вопросы ответил протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.
Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе.
Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!
Что происходило в этот день?
В Великий четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю — событие всецерковного масштаба, потому что в этот день Иисус Христос установил Таинство Евхаристии и совершил первую литургию. Можно сказать, что в этот момент забилось сердце нашей Церкви, она начала дышать, ведь Святое Причастие — самое главное таинство, центр христианской жизни.
Итак, Спаситель совершает Тайную вечерю, в которой участвовали все апостолы. Но прежде «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин. 13:3-5). Спаситель показывает апостолам пример величайшего смирения, призывая следовать Его примеру: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:14-17). После Христос говорит о скором предательстве, но ученики не понимают Его.
Был ли Иуда на Тайной вечере и почему он предал Христа?
Из церковной истории мы знаем, что Иуда в этот день реализует свой замысел о предательстве Христа. По сути, он предал Его раньше, в среду, когда пошёл к первосвященникам и получил деньги за то, что укажет им Его: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им» (Лк 22:3-4). В четверг он воплощает задуманное в жизнь.
Богословы задаются вопросом: был или не был Иуда на Тайной вечере? Из Священного Писания мы знаем, что Господь сначала совершает ветхозаветную Пасху: «И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня» (Мк. 14:17-19). После этого Он совершает благословение хлеба и чаши с вином, что стало утверждением Евхаристии: «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14:22-24). Был ли Иуда в этот момент рядом с ним? Есть мнение, что он ушёл после первой части, до причастия, когда Христос сказал: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13:27). Другое толкование предполагает, что он всё-таки причастился.
Искариот совершает предательство из-за духовных недугов сребролюбия, жадности, алчности, жажды наживы, которыми был очень глубоко повреждён. Песнопение этого дня противопоставляет славных учеников, просвещавшихся на Тайной вечере, злочестивому Иуде, который болен сребролюбием и потому Праведного Судию — Христа — предаёт в руки судей беззаконных. Жажда наживы разрушила личность этого человека. Он не смог этот недуг преодолеть, и тот погубил его. Иуда не хотел смерти Христа, он совершает это страшное предательство ради денег. Он потому и повесился, что не ждал последствий, к которым привёл его страшный грех.
Почему и для чего мы в Церкви?
В строках: «Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия», — мы видим призыв, обращённый ко всем нам, избегать корысти и алчности, не искать выгоды. Некоторые люди даже церковную жизнь рассматривают как способ получать какой-то позитивный эффект лично для себя. Христиане не должны искать выгоды от Христа, веры, таинств. Мы призваны пребывать в Церкви по любви. Иуда не любил Христа и ничего не понял из того, что Он и апостолы делали. Можно с уверенностью утверждать, что он присоединился к ним ради выгоды: был казначеем, носил ящик с пожертвованиями, подворовывал — это его и погубило. Алчность и ненасытность — страшные грехи, потому что чем больше человек получает, тем больше ему хочется.
Каждый из нас — субъект богослужения, там всё поют и читают для нас, потому надо не просто слушать богослужебные тексты, но искоренять грехи, которые в них упоминаются. Мы все в той или иной мере корыстны и зависимы от материальных благ, и потому надо каяться в этих грехах, бороться с ними. Нужно приходить к Богу по любви, а не ради Его помощи или каких-то выпрошенных подачек. Бог и вера не должны быть средством достижения наших земных целей. Цель христианина — Царствие Небесное.
Как провести этот день?
Великий четверг — очень важный для всех христиан день. Причину я уже упомянул: установление главного таинства нашей Церкви — Евхаристии. Я считаю, что в этот день обязательно нужно постараться попасть в храм и причаститься Святых Христовых Таин. На Страстной седмице совершают всего две полные литургии: в четверг и субботу, поэтому не будем упускать возможность попасть на них.
С Великим четвергом связано множество суеверий. Мы знаем, что в народе его называют «Чистый четверг», потому что перед Тайной вечерей Христос омыл ноги своим ученикам. Люди забывают, что делал Он это не для того чтобы призвать всех мыться, но чтобы дать пример смирения, чтобы показать, как апостолы, а вслед за ними и мы, должны служить друг другу. Существуют поверья, что в этот день надо обязательно встать до зари и умыться (варианты — принять душ, искупаться в речке). Дескать, от этого смываются грехи, душа становится чистой. Можно смело утверждать, что никакой водой грехи с души не смываются — только горячими слезами покаяния. Тот, кто хочет очиститься от грехов, пусть идёт в храм, исповедуется и причащается, тогда он действительно убелит свою душу.
Подготовила Екатерина Щербакова