Священник Димитрий Паламарчук
Как быть, если постоянно исповедуешь одно и то же?
Фото Жильбера Гарсена
Мало кто не помнит свои первые исповеди. Переживания, огромные списки грехов, жгучее чувство стыда — а потом невероятная лёгкость, как будто освободился от большой и неудобной ноши. Но время идёт, всё самое тяжкое остаётся в прошлом, и вот уже верующий человек осознаёт, что приходит на исповедь с одним и тем же списком грехов. Как быть в такой ситуации? Может быть, вообще не исповедовать всевозможные мелочи — как, например, раздражение или болтливость — и идти на исповедь, только когда совершишь что-то действительно серьёзное? Или же продолжать скрупулёзно записывать свои повседневные грехи и исповедовать их чуть ли не каждую неделю? Может ли быть, что за мелкими грехами мы не видим чего-то действительно плохого? Если так — что делать? С этими вопросами мы обратились к священнику Димитрию Паламарчуку, настоятелю Николаевского храма с. Криворожье.
Повторение одних и тех же грехов — практически неизбежный сценарий
Начнём с того, что падать и вставать — это нормально для христианина. Ненормально не вставать. Для каждого человека приходит время, когда он начинает ходить в храм осознанно. Не важно, когда он впервые там оказался: в самом раннем детстве или в преклонном возрасте, — но однажды каждому хочется облегчить свою душу. Со временем это желание горит уже не так ярко, ведь благодаря покаянию больше нет тех тяжких камней, которые тяготили душу. Мы замечаем за собой только маленькие грехи — такие, как гневливость, осуждение и тому подобные. Вот и получается, что человек сидит перед исповедью и думает: «Что бы батюшке рассказать? Всё вроде бы гладенько с прошлого раза… Что бы придумать?»
Так вот: придумывать ничего не надо. На исповеди нужно говорить то, что тревожит. Конечно, один и тот же список — «раздражался, наказывал детей, сидел долго в интернете» — порой может вести к тому, что человек не видит чего-то большего. Но христианин внимательный и способный подмечать в себе мелочи большой грех не пропустит. С другой стороны, бывает, что люди закрывают глаза на некоторые свои грехи, считают их просто привычкой.
С нами святые
Как быть, если грехи одни и те же? Не удивляться этому и не думать, что вы какой-то особенный. Даже апостол Павел сталкивался с такой проблемой. Читаем апостольские послания: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: „довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи “. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:7-9).
Нужно принять факт, что человек — к сожалению или к счастью — грешен. Почему к счастью? Потому, что осознавая свою греховность, свою слабость и неумение преодолеть даже самый малый грех, он должен стараться не осуждать другого человека за его недостатки. Это не значит, что нужно продолжить грешить со спокойной совестью. Нет! Память о собственной греховности должна избавлять нас от уныния и мыслей о том, что мы неисправимы или какие-то ненастоящие христиане, которые каются неискренне.
Есть ли какой-то алгоритм духовной борьбы с повторяющимися грехами? Нет, потому что все люди индивидуальны, и у каждого из нас свой путь духовного становления. Святитель Тихон Задонский писал в своих дневниках о том, что принимает решение не гневаться и не обижать своих иподиаконов, а через пару дней сделал запись, что опять чуть ли не бросался на них. Так что искоренять грех непросто, и даже святые падали этой в борьбе. Но они не оставляли её, вот что главное!
Как опыт борьбы с зависимостями может помочь христианину?
В практике людей, борющихся с зависимостями, есть любопытный момент. Они не говорят: «Всё, с сегодняшнего дня я бросаю делать то или это!» — у них другой подход. Проснувшись утром, они говорят: » Господи, дай мне один день, в который я не вернусь к своей страсти!» Это прекрасное упражнение, которое каждый из нас может делать — особенно сейчас, во время Великого поста. «Господи, дай мне один день, в который я не вернусь к осуждению (лжи, зависти, сквернословию)!» А вечером нужно обязательно поблагодарить: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты не дал мне сегодня согрешить этим грехом!» Продержитесь месяц — наградите себя чем-то, праздники тоже нужны.
Не отчаиваться, но и не превозноситься
Срывы будут, но это нормально. Человек имеет право на ошибку. Каждый из нас должен разрешить себе жить. Нежелание грешить не должно мешать движению вперёд. Нужно воздерживаться от греха? — нужно. Нужно от него убегать? — нужно, но это не значит, что такие меры гарантируют нам безгрешную жизнь. Это невозможно.
Мне очень нравится завещание святого Паисия Святогорца, который пишет, что он согрешил всеми возможными грехами и нет ему прощения, даже если он согрешил какими-то в меньшей степени. Если в сердце не развились те или иные грехи, то это не его заслуга — это Господь не дал им почвы для развития. Эти мысли могут нам всем помочь. Нужно помнить, что, если мы чем-то не грешим — это не значит, что мы хорошие. Вспомним Евангелие: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).
Нужно ли исповедовать всё — или можно каяться только в том, что волнует?
Есть ряд грехов, которые мы исповедуем каждый вечер — по крайней мере, должны это делать, читая вечернее молитвенное правило. У священника под епитрахилью мы говорим то, что тяготит наше сердце. Даже если это грехи не такие уж и страшные, мелкие — надо в них каяться. Нужно нести на исповедь самое беспокоящее, самое яркое.
Мы иногда думаем, что придём на исповедь, скажем батюшке о своём прегрешении — а он скажет: «Ты что о таких глупостях говоришь? Не мог посерьёзнее чего-нибудь найти?» Так не бывает. Священники очень хорошо понимают: человек на исповеди говорит то, что его тревожит. Однако практически все священники не любят, когда им вместо исповеди рассказывают истории из жизни или описывают предысторию греха. Есть люди, которые не успокоятся, пока не расскажут всё во всех подробностях — не надо так. Давайте беречь время друг друга.
Чего ждать от священника?
Если священник обращает ваше внимание на какие-то моменты, о которых вы не предполагали говорить — прислушайтесь, возможно, вы действительно что-то важное не замечаете в своей духовной жизни. Особенно нужно быть внимательным, если вам это говорит не священник, к которому вы попали на исповедь случайно, а пастырь, который вас направляет на пути духовного становления. Если у вас есть такой наставник, то вы можете с ним обсудить ситуацию исповедания одних и тех же грехов. Вместе вам будет легче найти пути для решения этой проблемы. Я бы рекомендовал строить свою духовную жизнь с помощью опытного священника.
Если вы придёте к священнику и скажете, что не знаете, в чём исповедоваться, будьте готовы ко множеству вопросов с его стороны. Он обязательно спросит у вас, исповедовались ли вы ранее, когда и сколько, как часто ходите в храм и так далее. Скорее всего, вас пригласят на беседу после службы — на которую обязательно стоит пойти, если вы действительно хотите понять, что такое исповедь, грех, молитва и многое другое.
Часто или редко?
Одни люди, понимая, что серьёзных грехов они не совершили, не хотят исповедовать грехи мелкие. Другие стремятся чуть ли не каждую неделю очищать свою душу от всего, что только возможно. Кто же прав? Я думаю, главное — не допустить, чтобы исповедь стала профанацией. Нельзя исповедоваться просто потому, что «так надо» — мы должны чувствовать в этом необходимость. С другой стороны, если мы будем исповедоваться раз в полгода, то в итоге просто перестанем эту необходимость ощущать вообще. Нужна регулярность, которую надо выработать с вашим священником.
Несколько рекомендаций в завершение
Об исповеди говорить очень сложно, потому что это вопрос очень личный, даже интимный. В этой сфере всё индивидуально, поэтому общих рекомендаций мало.
Первый шаг — найти священника, которому вы не будете безразличны.
Второй — не надо искать то, чего нет. Не стоит читать книги, содержащие списки грехов. Смотрите внутрь своего сердца, обратите внимание прежде всего на то, за что вам очень стыдно.
Третий — постарайтесь не впасть в гордость, а именно — не говорите: «Как я мог такое сделать?» Каждый из нас мог и не такое, и слава Богу, что Он уберёг нас от большего.
Четвёртый — не культивируйте чувство вины. Бог простил вам грех — забудьте его, не вспоминайте. Некоторые люди считают, что они не могут быть счастливы на земле, всё доброе — на небе, а здесь — место боли и страданий, которые нужно претерпеть. Это неверное отношение к жизни. Все люди грешные, но это не значит, что мы не можем быть счастливыми.
Беседовала Екатерина Щербакова