Протоиерей Виталий Ворона
Что за странный праздник — Обрезание Господне?
Праздник Обрезания Господня нередко проходит практически незамеченным: мало того, что приходится на период между Рождеством и Крещением, так ещё в тот же день положено прославление святителя Василия Великого. Протоиерей Виталий Ворона, настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери г. Краматорска, рассказывает о глубоком духовном смысле этого праздника и приглашает всех неравнодушных на именины Спасителя.
Праздник, находящийся в тени
Я согласен с тем, что по поводу праздника Обрезания может возникать некоторое недоумение. Во-первых, мы привыкли, что все праздники, посвящённые Господу нашему Иисусу Христу, — двунадесятые, а Обрезание выпадает из их числа. К тому же больше внимания в этот день уделяется почитанию святителя Василия Великого. В прежние времена этот праздник совпадал ещё и с гражданским Новым годом, который тоже затмевал его. Даже проповеди, которые обычно говорят в этот день священники, и я в том числе, чаще касаются памяти Василия Великого. К тому же Обрезание попадает в период между двумя большими светлыми праздниками — Рождеством и Крещением — и как-то меркнет рядом с ними. Эти праздники любимы людьми, у них длинные периоды пред- и попразднства, а здесь короткая вспышка — и всё. Конечно, такая ситуация заставляет задуматься о смысле празднования Обрезания Господня.
Законодатель не может не исполнять закон
Чтобы разобраться и найти ответы на свои вопросы в связи с этим днём, я обратился к книге митрополита Вениамина (Федченкова) «Размышления о Двунадесятых праздниках». Он очень ёмко и чётко даёт объяснение этому празднику и его смыслу. Если следовать его логике рассуждения, нужно пройти вот по какому пути.
Смысла в празднике Обрезания очень много, и один из самых важных в том, что Господь принимает обрезание во исполнение ветхозаветного закона. Чтобы установить Новый Завет в полной мере, надо прежде исполнить Ветхий — иначе не получится. Почему? Мы видим, как наши законодатели издают законы, а сами их не исполняют. Это приводит к тому, что закон перестаёт работать. Он не наполняется смыслом, если не исполнен самим законодателем, и потому — как можно требовать его исполнения от всех остальных? Господь идёт очень логичным путём, исполняя закон Ветхого Завета, который Сам Бог дал Аврааму, сказав, что богоизбранный народ должен посвятить себя Богу.
Смысл обряда обрезания
Митрополит Вениамин так говорит об этом: «Обрезание говорит о смерти… Крайняя плоть — путь жизни человеческой. В то же время — средоточие страстности. Значит, кто хочет иметь завет с Богом, тот должен свергнуть с себя страсти, или грехи: жить непорочно. Поэтому у пророка Иеремии сказано: обрежитеся Богу вашему и обрежите жестосердие ваше, мужие иудины… да не изыдет яко огнь ярость Моя… и не будет угашаяй, ради лукавства начинаний ваших (Иер. 4:4); то же святой Моисей говорил (Втор. 10:16). Кто хочет иметь связь с Богом, должен отказаться от всего, даже от самой жизни своей. Любить Бога, быть Ему преданным до смерти, всецело; как бы заранее предать себя на смерть Бога ради. Или: принести себя в жертву… Умереть для себя и жить для Бога. Таков сильный смысл этого обряда. А это ясно приводит нас к двум выводам: ко Кресту и ко крещению. Идея обрезания — идея крестного пути за Богом».
Обряд обрезания был очень важным для израильтян. Последствия этого обряда каждый мужчина носил потом всю жизнь как знак, метку своего посвящения Богу. Наш Спаситель исполнил положенное. Таким образом, Законодатель сам прежде всего подчинился Закону. Более того: обрезание Господа — это непреодолимое препятствие для критиков, утверждающих, что Господь не человек и обладает иллюзорной плотью.
Какое отношение Ветхий Завет имеет к нам?
Если развивать эту мысль дальше, то я позволю себе ещё раз процитировать митрополита Вениамина: «…прежде чем достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах; прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин; прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения; прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон; прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с „собственной волею“; прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви (например, о постах); прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее. Одним словом, прежде чем сделаться новозаветным человеком, нужно еще побороть в себе ветхого, то есть исполнить ветхозаветные требования».
Мы, христиане, пытаемся уподобляться Богу. В праздник Обрезания Господь своим примером призывает нас исполнять букву Закона — устав и те повеления и наставления, которые мы получили от святых отцов нашей Церкви. В этом отношении проигрывают те, кто говорит «у меня Бог в душе», «совершенно необязательно ходить в храм и читать утреннее и вечернее правило — достаточно сказать ,,Господи, помилуй!’’». Прежде чем так сказать, мы должны сначала научиться молиться, как учит Церковь. Молитва церковная и молитва из молитвослова — это костыли, которые нам дают святые отцы. Мы пока не имеем того духа, какой имели они. Ещё не доросли до того, чтобы наше сердце, наше сознание смоли родить такую молитву, какую дали нам святые подвижники. Праздник Обрезания Господня, помимо прочего, нас утверждает в этой мысли.
Второй смысл, который усматривается в этом празднике, заключается в том, что Господь понимал: лицемерные почитатели Ветхого Закона будут сопротивляться Истине, которую Он принёс. Знал, что в конечном итоге от их рук примет распятие и смерть. Спаситель исполняет положенное, чтобы не дать им повода утверждать, что Его казнят законно, что Он заслуживал этой смерти, поскольку нарушил закон. Он ни в чём не преступал Ветхого Завета, в том числе и в обрезании. Этот смысл тоже очень важен, его обязательно нужно осознавать.
Именины Христа
Третий смысл: мы знаем, что во время обряда обрезания младенцу нарекалось имя. То есть, по сути, праздник Обрезания — это именины Христа. В этот день Ему нарекли имя, и имя это было непростое, потому что перевести его можно как «Бог Спаситель». Тогда никто не предал значения этому имени, потому что Господь пришёл в мир через бедную семью Иосифа и Марии, незаметно, в маленькой пещере. Его заметили только волхвы и пастухи, которым возвестил о чуде ангел. В наше время этот день тоже проходит незаметно. Кто сегодня придёт в храм? — самые верные, кто не пропускает праздники Церкви, старается быть на каждом богослужении — свои. То есть получается, что это семейный праздник, отмечаемый по-домашнему, без лишнего размаха и широты приёма.
Хотелось бы заострить внимание, что несмотря на то, что это был только восьмой день жизни Христа, день Обрезания Господня положил окончание Ветхого и начало Нового Завета. Господь всё исполнил, дальше начинает действовать благодать. Мы особенно радуемся, понимая это. Читая святых отцов, их наставления, говорим себе: «Да, я теперь буду всё исполнять!» — но потом нам чего-то не хватает: то времени, то сил, то внимания. И мы осознаём своё бессилие в исполнении закона. Нам казалось, что делами так просто спастись, но вот, ничего не получается, наших сил не хватает. Однако у нас есть удивительная возможность получить спасение даром от Того, Кто этот путь прошёл безукоризненно — от Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня мы можем прославить Его в день именин. Тот, кто это понял, обязательно придёт в храм в этот день.
Записала Екатерина Щербакова