Протоиерей Владислав Шестаков
Три урока расслабленного
В Неделю о раслабленном читается евангельское зачало, посвящённое исцелению у Овчей купели (Ин. 5:1-15). Какие жизненные уроки можно вынести из этого эпизода? Размышляет настоятель храма Озерянской иконы Богородицы в Горловке протоиерей Владислав Шестаков.
После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
Сегодня Евангелие повествует нам о чуде, которое Христос совершил во второй год Своего служения. Это произошло в праздник иудейской пятидесятницы. На такие праздники в Иерусалим обычно стекалось огромное количество правоверных иудеев. Люди приходили туда не только помолиться, но и принести жертву в храме, как это полагалось по закону. Чаще всего жертвенным животным был годовалый ягнёнок. Животные для жертвоприношения выбирались самые лучшие из всего стада, затем они проходили тщательное омовение в воде и только потом приносились в жертву.
Для этих целей и была предусмотрена Овчая купель, находившаяся недалеко от Иерусалимского храма, но знаменитой она была не из-за своего бытового назначения. Дело в том, что раз в год, по повелению Божьему, к этой воде сходил ангел, она начинала бурлить и тот, кто первым в неё окунался, получал исцеление от любой болезни. К купели были пристроены пять крытых ходов, в которых находилось огромное количество больных и калек, ожидавших того счастливого момента, когда им удастся окунуться в бурлящую воду. Но больных было много, а получить исцеление мог только один. Можно себе представить гонку, которая ежегодно случалась, когда вода начинала бурлить…
В эти-то крытые ходы и направляется Иисус. Он знает, зачем туда идёт. Там Он находит человека, который уже тридцать восемь лет был болен и находился у купели в надежде, что и ему когда-нибудь повезёт и он сможет быть снова здоровым. Церковное Предание говорит нам, что он был парализован. Скорее всего, паралич был частичным, потому что из его же слов видно, что он каким-то образом мог передвигаться, хоть и медленно. Подумать только: тридцать восемь долгих лет! Это первое, на что в сегодняшнем Евангельском отрывке обращено внимание.
Когда Христос задаёт больному вопрос, тот смиренно, без ропота Ему отвечает: «так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Поражает терпение этого человека. Нам здесь нужно посмотреть на себя. Зачатую мы не можем потерпеть даже какое-то короткое время. Мы сразу начинаем роптать, возмущаться: «А почему именно я? Что я, хуже других? Другие вот больше меня грешат, и им ничего».
Второй, не менее важный момент — это взаимосвязь между грехом как болезнью духовной и физическим здоровьем человека. Слова, которые Иисус сказал уже исцелённому в храме, косвенно указывают на то, что причиной его болезни был грех или неправильный образ жизни. Так бывает не всегда, из этого правила, конечно же, есть исключения, но мы говорим о конкретном примере.
Если рассмотреть остальные общие моменты сегодняшнего евангельского чтения, то мы увидим и то, что иудеи, как всегда, чуда исцеления не заметили, а увидели лишь преступление — больной не только встал на ноги, но ещё поднял свои носилки и пошёл домой, а в субботу, увы, ничего носить нельзя.
Вообще, сегодняшний евангельский больной — довольно загадочный персонаж. С ним связано очень много беспочвенных домыслов. Первый — это его имя Иар. Никакой информации о том, как его звали, мы не находим ни в Евангелии, ни в официальном Священном Предании. Второй ничем не подтверждённый миф говорит, что будто этот расслабленный и тот слуга, который ударил Христа по щеке на суде у Каиафы, — одно и то же лицо. Всё это очень сомнительно, хотя бы если учесть тот факт, что Христос подарил ему исцеление, когда у того вообще не было никаких шансов. Но это всего лишь домыслы. А Евангелие преподаёт нам пример терпения и говорит о духовном здоровье. Помнить об этом точно ни для кого не будет лишним.