Протоиерей Николай Марковский
Обязательно ли причащаться чаще Великим постом?
Причащаться на каждой неделе — или ждать, пока «душа созреет» для причастия? Понуждать ли себя к принятию таинства, если особого желания нет? Отвечает протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево в Горловке.
Причастие установил Сам Господь на Тайной Вечере: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26-28).
Что такое Причастие? Это таинство, заключающееся в том, что верующие принимают Тело и Кровь Христа под видом хлеба и вина. На Божественной литургии во время Евхаристического канона просфора и вино невидимым образом пресуществляются в Тело и Кровь Христовы.
Зачем православные причащаются? Мы делаем это в воспоминание Христа, Его Кровь смывает наши грехи, мы становимся ближе к Богу, получаем духовное единение с Ним. Мы приходим в храм прежде всего ради этой встречи.
Как часто надо причащаться? Эту меру каждый человек устанавливает для себя сам. Кому-то это надо чаще, кому-то — реже. Всё зависит от духовного роста человека. Если он часто ходит в храм, часто приступает к Таинству исповеди, осознаёт своё недостоинство перед Богом, то, как правило, причащается часто. Тот, кто только начинает ходить в храм, обычно причащается реже. Но, повторю, всё сугубо индивидуально. Говорить о каком-то графике причастия неправильно, потому что в таком случае мы превращаемся в фарисеев.
Часто доводится слышать: «Наступает Великий пост, надо чаще причащаться». Почему так? Пост — это особое время, время молитвы и покаяния. На первой неделе Великого поста во всех храмах Православной Церкви читают Великий покаянный канон Андрея Критского, начинают служить литургию Преждеосвященных Даров. Апофеоз всего, что происходит в храме, кульминация духовной жизни человека — это, конечно же, Причастие. Однако говорить, что в пост причащаться надо чаще, а в обычные дни реже, абсолютно неправильно. Причастие — это то, что объединяет всех христиан и делает нас ближе к Богу, но каждый человек должен решить для себя индивидуально, как часто ему надо причащаться.
Конечно, в дни Великого поста желательно прибегать к этому таинству чаще, потому что мы находимся в молитвенном единении с Богом, и сама душа подсказывает: иди к Чаше, причащайся! Но не надо накладывать на общение с Богом какой-то график. Сам пост своей духовной насыщенностью подталкивает человека причащаться часто, однако надо различать духовную потребность и ритуал. Например, на службы человек не ходит, добрые дела не делает, жизнь свою не исправляет, но решает, что не будет есть мяса и начнёт причащаться на каждой неделе — это профанация и фарисейство. Если же мы уделяем время для богослужений, покаяния, молитвы, общения с Богом, то сама логика нашей жизни поведёт нас к Чаше. Молясь, но не причащаясь, человек делает полдела. У его молитвы нет логического завершения.
Мне нередко доводится видеть людей, которые в пост не едят мяса и часто причащаются, при этом, когда общаешься с ними, видишь: пост для них превратился в диету, они причащаются потому, что «так надо». Некоторые даже смысла Евхаристии не понимают. Вне поста потребности в причастии у них нет, а в пост для них это просто исполнение определённого ритуала, обряда. Непонятно, почему они так поступают, то ли в книжках прочли, то ли бабушка научила.
Ещё раз подчеркну: тот, кто понимает, что такое пост, кто находится на службах во время Четыредесятницы, того сама духовная жизнь подтолкнёт к Чаше. Правильное окончание молитвы — это духовное единение с Богом, это Причастие.
Что делать, если нет желания причащаться? Такому человеку я посоветовал бы побеседовать со своим духовником. Прийти и прямо сказать: я не испытываю потребности в причастии. Также рекомендовал бы ему читать больше духовной литературы. Это благотворно влияет на душу, мысли, поступки. Есть масса интересных книг, которые помогут человеку духовно проснуться.
Нередко доводится наблюдать картину: подходит человек на исповедь и не знает, в чём ему каяться. Я понимаю, что он духовно не созрел к этому и не понимает, что такое исповедь и покаяние. Такому человеку прежде всего надо поговорить со священником, ведь он не понимает, что делает, а значит, не кается. Если человек не хочет причащаться, это говорит только о его неразумении: он просто не понимает, от чего отказывается. Если не знает — значит, ему надо помочь и объяснить. Помогут священник и духовная литература. Человек поймёт, что пост — это не только отказ от еды, как многие думают, но отказ прежде всего от лишнего и необязательного ради возможности сосредоточиться на более важном и высоком.
Записала Екатерина Щербакова