Протоиерей Владислав Шестаков
Когда Бог становится конкурентом
В Неделю по Рождестве Христовом в храмах читается евангельское зачало, повествующее о бегстве Святого Семейства в Египет (Мф. 2:13-23). Настоятель храма Озерянской иконы Божией Матери в Горловке протоиерей Владислав Шестаков считает, что это повод для каждого из нас задуматься, как лично я реагирую на то, что Бог, став Человеком, хочет изменить и мою жизнь. Приму я эти перемены или буду с Ним воевать?
Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Сегодня церковный устав как бы делает перерыв между рядовыми чтениями Евангелия и ввиду праздника Рождества Христова предлагает нам снова погрузиться в те исторические события, которые сопровождали явление Бога на земле. Это отрывок из второй главы Евангелия от Матфея, он начинается с тринадцатого стиха. Рождество уже совершилось, и вот в Иерусалиме появляются мудрецы с востока, иностранцы, которые идут прямо во дворец к царю Ироду и просят указать им место рождения нового Царя Иудейского.
Ирод отличался особой кровожадностью и очень боялся потерять свою власть. Он уничтожал всех, кого подозревал в измене, даже родных ему людей. Он очень встревожился, когда услышал от волхвов такую весть. Ирод не знал точно, где находился Христос, но увидел в Нём своего соперника и уже принял решение Его убить. Для этого мудрецы должны были пойти в Вифлеем, найти Христа, поклониться Ему, а на обратном пути зайти снова во дворец и сообщить Ироду Его точное местонахождение. Мудрецы, получив указание свыше, пошли обратно по другому пути, в обход Иерусалима.
Ирод, прождав какое-то время, понял, что его обманули. Он издаёт одно из самых мерзких своих повелений, но поспорить с Божиим Промыслом ему не удаётся: Иосиф вместе с Девой Марией и Младенцем уже на пути в Египет. Какое количество детей было убито в Вифлееме, точно не известно. Богослужебные тексты приводят нам цифру 14000, но это количество не подтверждается ни одним документальным источником. Сегодня учёные согласны с тем, что число убитых младенцев не было велико, так как Вифлеем никогда не был большим городом. Но так или иначе, вина Ирода от этого не уменьшается.
Евангелие об этом событии повествует больше с хронологической стороны, а не моральной. Евангелист не ставил перед собой цель ответить на вопрос о том, почему так произошло или почему Бог это допустил. Этот вопрос нужно вынести отдельно, и размышление над ним должно занять большое количество времени. Евангелие здесь показывает нам один из множества примеров, когда зло пытается бороться с Богом. Казалось бы, кому мог насолить новорождённый Младенец Иисус, зачем икать Его смерти?
Матфей видит параллели между описываемыми им событиями и пророчествами из Ветхого Завета. Так, в освобождении еврейского народа из египетского рабства он видит пророческое указание на возвращение Христа из Египта, а в событиях, произошедших в Вифлееме, видит прямую связь с пленом вавилонским, и Рахиль представляет здесь как мать огромного потомства. Мы с первых страниц Евангелия видим, как появление Спасителя в мире вызывает очень неоднозначную реакцию. Для кого-то это радость, кто-то испугался, а кого-то это приводит в бешенство, которое заставляет совершать самые мерзкие поступки. А что значит Рождение Христа для каждого из нас?