06 ноября 2019 г.
Епископ Спиридон совершил литургию в Николаевском храме Константиновки
В день прославления иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» епископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии, совершил Божественную литургию в Николаевском храме города Константиновка. Владыке сослужили благочинный Александро-Невского и Серафимовского округов в Славянске протоиерей Николай Фоменко, благочинный Дружковского округа протоиерей Николай Мельничук, благочинный Николаевского округа в Константиновке протоиерей Андрей Чичеринда, благочинный Иово-Почаевского округа в Константиновке протоиерей Вадим Ильчук, а также духовенство города.
По запричастном стихе к верующим обратился настоятель Ильинского храма города Константиновка священник Андрей Мазепа.
После литургии епископ Спиридон возглавил крестный ход, после которого обратился к собравшимся с архипастырским словом. Владыка призвал каждого стать утешением для скорбящих и находящихся в нуждах людей:
«Образ Пресвятой Богородицы „Всех скорбящих Радость“ — это не только Божия Матерь, это ещё и желание Божие, чтобы каждый из нас был утешением, радостью и надеждой, дружбой и любовью для скорбящего человека. Мы сегодня молимся Пречистой Богоматери с благодарностью, потому что Она никогда нас не оставляет в житейских нуждах. Ещё молимся о том, чтобы нам самим быть утешением для скорбящих людей. Кто же такие скорбящие люди? Это люди, уязвлённые болезнью, люди с сердцем, наполненным отчаянием и унынием, люди с немощным духом. Если к таким людям мы отнесёмся с настоящей любовью, то скорби в них станет меньше. Поэтому сегодня мы молимся Божией Матери — всех скорбящих Радости — о том, чтобы и мы смогли в себе найти силы быть радостью для скорбящих людей, их надеждой и утешением».
Образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые появился в XVII веке. Богородицу во славе, раздающую милости нуждающимся, стали изображать иконописцы под влиянием католических изображений Богоматери в лучах славы, а также православных икон «Живоносный источник» и «Образ умиления и посещения в беде».
Икона получила название от начальной строки одной из богородичных стихир: «Всех скорбящих радосте, и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим».
Несмотря на влияние католического искусства, образ «Всех скорбящих Радость» почти сразу же прославился чудотворениями. Первое чудо от этой иконы, хранящейся в храме Преображения Господня на Ордынке, в Москве, произошло в 1688 году. После молебна исцелилась от тяжёлой болезни Евфимия, сестра патриарха Московского Иоакима. С тех пор многие в этом храме стали получать исцеления.
В 1711 году сестра Петра I великая княгиня Наталия Алексеевна при переезде царской резиденции в Петербург увезла с собой копию этой иконы. Она стала одной из главных святынь новой столицы. Императрица Елизавета Петровна тоже глубоко почитала икону «Всех скорбящих Радость». По её указанию в Петербурге воздвигли Всехскорбященский храм, куда поместили этот образ, также прославившийся чудотворениями.
Икона стала глубоко почитаться в народе. Не исчислить храмов, названных в её честь. Только в Горловской епархии их пять.
Ещё один из чудотворных списков иконы — «Образ „Всех скорбящих Радость“ с грошиками». Образ прославился в окрестностях Петербурга, в деревне Клочки. В 1888 году молния ударила в часовню, где находилась икона. Часовня сгорела, однако образ не только не пострадал, но и обновился. Пожар был настолько сильным, что медные монеты — грошики — из кружки для пожертвований, которая стояла у иконы, припечатались к иконе.
Известно множество свидетельств об исцелениях у образа с грошиками. Икону поместили в отстроенный на месте часовни храм, который назвали в честь прославившегося образа.
Во время революции храм был взорван, но икону спасли прихожане. В годы Великой Отечественной войны её удалось перенести в Троицкий храм. Сейчас этот образ хранится в возрождённом Всехскорбященском храме, который вошёл в черту Санкт-Петербурга и стал подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря.