Священник Димитрий Паламарчук
«Гран Торино». Меняться никогда не поздно
Сегодня кино для вечера рекомендует священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья. Смотрим «Гран Торино». Почему? — читайте в обзоре.
Заметил, что в православной среде сложилось настороженное отношение ко всему американскому. Признаюсь, я очень люблю американский кинематограф, особенно периода нулевых. Мне кажется, что затрагиваемые им проблемы — во всяком случае, в тех фильмах, которые я люблю, — очень актуальны и сегодня. Не стала исключением и замечательная режиссёрская работа Клинта Иствуда, о которой мы сегодня поговорим.
«Гран Торино» — это модель автомобиля, выпускавшегося в 1970-х годах на заводе «Ford», но кино не об этом. Фильм посвящён в первую очередь метаморфозам человеческой души. Не имея поддержки близких, человек замыкается в себе, и ему тяжело переступить барьер отчуждения, даже когда эту поддержку ему оказывают. Мы видим историю человека, который отодвигал близких на задний план и которого так же отодвигали. Зритель по мере просмотра понимает, чем закончится фильм, но в финале сидит и недоумевает, потому что развязка совершенно непредсказуемая.
Я заметил, что в среде верующих принято делить литературу, музыку и кино на «православные» и «неправославные». Мне кажется, искусство уместнее рассматривать в контексте, христианское оно или нет — и в этом разрезе «Гран Торино» несёт явный христианский посыл. Люди, боящиеся американской культуры, забывают, что выросла она на христианской почве. Поколение, показанное в фильме, помнит ценности, на которых оно росло. В Евангелии сказано, что Господь и ради пяти праведников сохраняет город, и сейчас можно смело утверждать, что в Америке есть люди, которые способны показать красоту христианских ценностей. Клинт Иствуд снял именно такой фильм.
Картина многоплановая, затрагивает множество важнейших вопросов жизни каждого человека. Она о проблеме отношений поколений — не только отцов и детей, но и дедов и внуков. Конфликтуют все со всеми, а причина этих конфликтов — в элементарном незнании того, чем живут близкие. Один из героев признаётся: самое тяжёлое в его жизни — то, что он не знает своих детей. Это очень важный момент. Наше общество загнано в такие условия, когда родители вынуждены много работать в ущерб общению с детьми. Один мой знакомый сказал: «Я начал работать, когда мой сын пошёл в школу, и практически не видел его восемь лет. Он закончил восьмой класс, и всё это время я приходил, когда он уже спал, а он уходил, пока я ещё спал». То же произошло и в фильме Иствуда. Я уверен, что его нужно смотреть именно супругам, и православным верующим в том числе. Он даст хороший повод посмотреть на свою жизнь с иного ракурса, задуматься о том, чем мы живём в реальности — а не в своих представлениях о своей жизни.
Вопросы веры и неверия в картине тоже затрагиваются. Обратите внимание, что герой говорит о причине посещения церкви — и сделайте выводы. Удивительно, как жертва ради любви меняет человека, и семена, упавшие в, казалось бы, сухую почву, дают свои плоды.
Ещё одна важная тема — это тема человеческого одиночества. Люди остаются одни, когда чувствуют свою вину. Им страшно открыться, они не умеют найти общий язык со сверстниками. Найти близкую душу трудно, но оказывается, в жизни иногда можно обрести друга в человеке, с которым, как кажется, не связывает ничего общего.
Многие могут обвинить фильм в том, что там много ругаются, есть грубость, жёсткость. Но давайте оглянемся вокруг. Разве наша жизнь не полна того же? Такие фильмы потому и ценны, что показывают обычную жизнь и проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день.
Следующая важная проблема фильма, затронутая Иствудом-режиссёром, — тот факт, что зачастую мы закрываем глаза на то, с чем сталкиваемся. Нам кажется, что нас это не касается — не у меня же проблемы, не меня бьют. Для христианина будет очень важным посмотреть и ответить себе, хватит ли у него смелости не пройти мимо чужой беды и помочь. Готовы ли мы на жертву? Смелы ли мы?
Что ещё нужно увидеть в фильме? — идею, что меняться никогда не поздно. Каждый может исправиться даже на пороге смерти. Когда говорим о ком-то «горбатого могила исправит» — мы утверждаем: «Покаяния нет!» — забывая о святой Марии Египетской, благоразумном разбойнике и многих других, попавших в Царствие Небесное. Фильм «Гран Торино» о том, что люди не очень изменились за два тысячи лет, пороки у них те же — но и возможность подвига та же.
Беседовала Екатерина Щербакова
Читайте также:
«Чернобыль». О тех, кто просто спасал мир
«Находка». Что человек нашёл на самом деле?