Протоиерей Владимир Шутов
Что такое Промысл Божий?
Почему одни люди живут благополучно, а у других постоянно какие-то проблемы? Почему Бог исполняет молитвы одних и будто игнорирует других? И вообще, почему в мире столько несправедливости и как это сочетается с верой в то, что Бог им управляет? Размышлениями поделился протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.
Промысл Божий — это непрестанное действие Премудрости Божией в управлении миром в целом и каждым человеком в частности. Если говорить проще, то Господь управляет миром через Свой Промысл. Человек, приходя в мир, сталкивается с тем, что в нём всё происходит по каким-то особым законам. Он видит его красоту и добро, но вместе с тем — несовершенство, зло, пороки, несправедливость. Как святой Антоний, он не понимает, почему нередко злые люди процветают, а многие добрые терпят несчастья. Так рассуждаю и я, и многие другие люди.
Нам всем полезно помнить, что Господь ответил святому Антонию: Он повелел ему не пытаться понять Промысл Божий, поскольку это душевредно. Надо принять эту мысль за правило: излишнее стремление вникнуть в Промысл Божий вредит душе человека. Даже святые не могут постичь его, поскольку сделать это — значит постичь Самого Бога, Его замыслы. Это возможно только отчасти — в той мере, которую Бог открывает нам. Почему в мире и судьбах происходят те или иные события? — в этой жизни нам узнать не суждено, только на Страшном суде откроются все дела человека.
Что нам нужно, чтобы постичь волю Божию?
Прежде всего надо принять то, чему учит апостол Павел: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Это аксиома: воля Божия благая, совершенная и для человека полезная. Судя о ней, не надо сообразовываться с жизнью современного мира. Мы читаем и смотрим в новостях, сколько несчастий случается повсюду, и нас поражает, как они возможны. Так было со Стивом Джобсом, который рассказывал: однажды он увидел журнал, в котором были опубликованы фотографии африканских детей, умирающих от голода, и решил, что Бога нет, потому что если бы был, Он такого не допустил бы. С тех пор он стал неверующим. Конечно же, он ничего не понял. Вместо того чтобы понять волю Божию через Священное Писание, святоотеческое учение, литургическую жизнь, он просто отвернулся от Бога, даже не попытавшись понять Его. Думаю, только делая всё перечисленное, человек может прийти к каким-то выводам.
Ещё один из важных шагов в познании Промысла Божия и возможности правильно его понимать — это молитва. Во-первых, она убеждает нас в том, что Промысл существует: мы просим — а потом видим, что получаем просимое. Это помогает нам понять, что Бог есть, Он заботится о мире. Эта забота благая и совершенная. Без молитвы у нас не будет живого общения с живым Богом. Для нас Бог — это Личность, и мы, личности, обращаемся к Ней и получаем от Неё ответ.
Как достичь доверия к воле Божией? Этот путь очень трудный и длинный. Сначала надо действовать через свой разум, то есть получить знания о Боге и устройстве мира — попытаться это понять через Священное Писание и Предание. Второй момент — применять к знаниям свою совесть. Мы обретаем знания, как надо поступать, а совесть — глас Божий в нас — подсказывает, когда именно эти знания воплощать. Верный поступок лежит на пересечении этих прямых — знания и совести.
Знания укрепляют нас, благодаря им мы узнаём об удивительных случаях действия Промысла Божия в нашем мире. Например, историю блаженной Клеопатры, которая воспитывала сына и хотела, чтобы он стал воином у царя. Эта мать почти достигла своей цели, однако юноша умер. Она очень горевала, но сын пришёл к ней во сне и сказал: «Зачем ты плачешь? Ты хотела, чтобы я стал воином в войске царя — и я стал воином Царя Небесного!» Вспомним мученицу Саломию, мать семи мучеников Маккавеев, или праведного Иова многострадального — их имена Церковь вспоминает и в наши дни. Будем также помнить отца бесноватого юноши, который говорил: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Не надо сообразовываться с веком сим, надо искать примеры твёрдой веры в Священном Писании и житиях святых и подкреплять себя ими.
Жить по воле Божией
Мы порой (а то и зачастую) не понимаем волю Божию. Человеческим разумом понять её сложно — он повреждён, как и наша воля. Однако будем помнить слова апостола Павла: «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Когда сталкиваемся с тем, что нам что-то непонятно, надо обращаться к примерам из Священного Писания, они помогут.
Нравственное зло существует в мире, но это не существо и не вещество. Его никто не сотворил, его нельзя измерить, как и тьму, которая — лишь отсутствие света. Зло — это состояние человека, когда он отходит от Бога. Вернёшься к Нему — и всё станет на свои места. Когда мы размышляем о Промысле Божием, который, как нам кажется, не такой добрый, как нам хотелось бы — мы почему-то считаем, что виноват Бог. Но ведь мы тоже имеем волю, причём свободную, которой Господь дал нам распоряжаться так, как мы хотим. Когда человек удаляется от Бога, возникает зло, и Господь его пресекает. Он исправляет его, обращает к добру тех, кто удалился от Него.
Мы можем недоумевать и сомневаться, но надо принять: всё, что делается Богом, направлено к добру. Конечно, говорить об этом — одно, а жить по воле Божией — совершенно другое: нужен постоянный труд, богомыслие, беседа с Богом. Молитва — это не значит встать, помолиться утром — и убежать по своим делам. Это постоянное обращение к Богу: «Господи, помоги», «Господи, вразуми, научи».
Когда мы просим что-то у Бога или берём благословение, то хотим, чтобы было по-нашему. Однако надо задавать себе вопрос: «А если скажут „нет“ — я с этим соглашусь? Приму?» Если мы перед лицом своей совести не можем признать, что примем и другой ответ, который нам не нравится, то решение вопроса полезнее отложить.
Стать другом Бога и учиться у святых
Мы часто выпрашиваем что-то у Бога, и Он даёт, поскольку говорил: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:14). Если всё складывается плохо, мы ропщем — хотя, если бы просили исполнения не своей воли, а Божией, всё могло бы сложиться иначе. Мы ведь нередко не просим, а требуем, чтобы Бог исполнил то, что нам нужно.
Именно потому важно знание веры. Есть прекрасная молитва святого Димитрия Ростовского:
«Аз на Тя, Господа моего, надеюся, и Твоей воле Святой себе вручаю: твори со мною еже хощеши! Аще хощеши мя имети во свете: буди благословен. Аще хощеши мя имети во тьме: буди паки благословен».
Святитель этими словами показывает, что хочет жить по воле Божией. Второй прекрасный пример — молитва святителя Филарета Московского:
«Господи, не знаю чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. …Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Нету у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою».
Вот это и есть доверие к Богу, которое мы должны воспитать в себе. Бог дал нам свободную волю и не касается её, мы сами распоряжаемся своей жизнью. Но если мы делегируем Ему свои полномочия, возвращаем Ему нашу волю, Он берёт её с удовольствием и направляет нас ко спасению.
В Евангелии написано: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14). Как это понять? Как можно быть другом Бога? Это как если разрешаешь пользоваться своей квартирой любимому другу: приходи когда угодно, хочешь — поспи там, отдохни, почитай, прими душ — распоряжайся как своей. Так и с Богом. Надо отдать ключи от своей души Ему, не закрывать её от Него, не заваливать вход огромным камнем. Мы верим, что Он сделает всё необходимое, чтобы мы были с Ним. Потому что Господь нас любит и не может сделать чего-то, что принесёт нам горе и страдание в будущем веке. Он бесконечно нас любит, невозможно высказать человеческим языком глубину этой любви — нет у нас таких слов.
Конечно, сложно понять это в дни скорбей и лишений, но надо подогревать себя молитвой, примерами святых, упованием на милость Божию. Надо убеждать себя, что Промысл Божий благ. Нужно углублять свои знания о Боге. Первобытные люди боялись грома и грозы, потому что не понимали, что они такое. А мы знаем, нам это объяснили, и мы не видим в них ничего плохого. Так и в вере: нужно знать Бога, это поможет избежать многих страхов и непонимания и научит доверять Его Промыслу.
Беседовала Екатерина Щербакова