Протоиерей Николай Марковский
15 главных ошибок поста
В середине Великого поста оглянемся назад и удостоверимся, на верном ли мы пути. Не сбились ли с дороги, чересчур много уделяя внимания внешнему и чересчур мало — своей душе? Мы собрали самые популярные заблуждения о посте, которые мешают его правильно проводить, и постарались их опровергнуть. В этом нам помог настоятель Покровского храма в Зайцево протоиерей Николай Марковский.
1. Устав о посте нужно соблюдать со всей строгостью, включая сухоядение
Устав был написан в V веке в обители прп. Саввы Освященного на Синае, для монахов, постившихся строго и практически не покидавших стен монастыря. Поэтому некоторые моменты устава о посте у нас вызывают недоумение. Например, в нём упоминаются финики и другие экзотические для наших широт фрукты, оливковое масло и прочие продукты, которые у нас достать не так просто. Церковь приняла этот устав и начала им пользоваться, несмотря на то, что предписания о продуктах, благословляемых в пост, не подходят для наших широт.
Второй момент — устав писался для монашествующих. Он не создавался для мирян, которые ведут активный образ жизни, каждый день ездят на работу, тяжело трудятся и живут в нашем холодном климате, где расход калорий намного больше, чем в субтропиках. Поэтому поститься так, как предписывает Типикон, очень и очень трудно.
Лично моё мнение: самое главное — исключить на время поста мясные продукты, а в отношении всего остального брать благословение у своего священника. Господь не ждёт от нас, чтобы мы падали в голодные обмороки или, выйдя на работу, не могли выполнить свои прямые обязанности. Он ждёт от нас очищения души.
2. Под запретом кофе и чай
Неверно считать кофе и чай скоромными продуктами. Это наши национальные напитки. В моей семье есть особый ритуал — мы утром все вместе встречаемся за чаепитием, если я не служу в этот день литургию, общаемся за чашкой чая.
3. В период поста нужно тщательно изучать все этикетки продуктов в супермаркетах
Люди часто выискивают скоромные продукты на упаковке, боясь покупать тот или иной товар. Я считаю, что это фарисейство. Пост — время для того, чтобы уделить больше времени молитве, попросить прощения у тех, кого мы обидели, самому простить обиды. Смирить свою гордыню, свой язык. Такой пост угоден Богу. Если человек не смиряется, редко приходит в храм, не задумывается о своей душе, но при этом активно читает, что написано на этикетках, это уже не пост, а диета. Ограничения в пище — средство, но не цель.
4. Если съели что-нибудь скоромное, пост не будет засчитан
В одном патерике приводится такая история. Два монаха в Великий пост съели скоромное. Потом они в слезах пришли к игумену и покаялись. Игумен каждому из них назначил епитимью: три дня совершать молитву. По прошествии этого времени первый монах возвратился радостным: «Отче, я молился и понял, что Господь меня простил». Второй же был весь в слезах: «Всё это время я оплакивал свой грех». Тогда братия спросила у игумена, кто из монахов прав. Игумен ответил: «Правы оба».
Пост — это не спортивный забег или марафон, в котором, если ты не пришёл к финишу первым, то проиграл. Это, прежде всего, духовная работа над собой. Если мы видим, в чём нам нужно исправляться, значит, наш пост уже проходит не зря. Поэтому говорить о том, что если я съел скоромное, мой последующий пост неугоден Богу, неправильно.
5. Готовить вкусную пищу нельзя
Пост подразумевает, что мы смиряем свои страсти. Мы смиряем чрево — на время поста отказываемся от лакомства. Если мы не можем сделать этого, о каком душевном смирении может идти речь? Однако пост — это не цель. Это средство, чтобы смирить себя. Если вы привыкли есть конфеты, зефир или мороженое, на время поста можно отказаться от них ради смирения. Это будет хорошее духовное упражнение. Но готовить всё без соли, невкусно — уже перебор. Есть сплошную печёную картошку без соли я бы не советовал. Мы не монахи. Мы живём в семьях. Смысл поста не в том, чтобы сделать свою жизнь не выносимой, когда ты садишься за стол и есть это не можешь.
6. Главное в пост — уделять внимание еде
Православные христиане часто превращают пост в некое подобие диеты. Кто-то рассуждает о том, что он сбрасывает калории или «чистит» свой организм… Перед началом Великого поста я говорю своим прихожанам, что это время духовного испытания. Еда — только одно из средств. Есть ещё молитва, чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, особые постовые богослужения, участие в Таинствах, более пристальный взгляд внутрь себя, борьба со своими грехами и пороками.
Пищевые ограничения — лишь духовное упражнение. Если мы не можем ограничить своё тело, о каком сдерживании души может идти речь? Но большинство людей пренебрегает этими духовными моментами поста. Они забывают о молитве, о любви и прощении. Все их мысли и разговоры только о том, что они едят и что пьют. Это очень грустно.
Если мы внимательно читаем слова святителя Иоанна Златоуста о посте, то заметим там предписание сэкономленные за время поста деньги раздать нищим. Но у наших людей питание в пост выходит намного дороже, чем в непостные дни. Получается, мы настолько извратили понятие поста, что для нас самое главное — это стол. Но пост — совсем о другом.
7. В Великий пост обязательно пособороваться
Неверно считать, что собороваться в пост — обязательно. Эта традиция недавняя. Она появилась в Греческой Православной Церкви в XV веке — там таинство Елеосвящения как бы отождествлялось с таинством Покаяния. К нему прибегали в особенности тяжкие грешники после прохождения епитимии в конце поста. На Руси общие соборования известны с XVI века, но совершать их повсеместно именно в Великий пост начали только в конце XX века.
Необходимости непременно участвовать в общем соборовании нет. Тем более, в связи с эпидемией мы решили соблюдать карантин, чтобы не искушать людей, и временно не проводить общие соборования.
8. Нужно одеваться в чёрное
Пост — это прежде всего, скромность во всём, воздержание. Если мы привыкли носить яркую, броскую одежду, желательно её сменить на более скромную. Пост — не время для показа мод и вечеринок. Но сказать, что надо одеваться во всё чёрное, траурное, было бы неправильно. Просто не нужно смущать окружающих своими нарядами. Смиряться нужно и в одежде в том числе.
9. Нельзя краситься и стричься
Любой человек, особенно женщина, должен за собой следить. В пост христианки стараются быть более скромными, без броского макияжа и маникюра, экстравагантных причёсок. Ходить в парикмахерскую, краситься в пост можно, но во всём должна быть мера. Ярко накрашенная женщина в броской одежде во время постового богослужения выглядит несуразно. Меру, на какую длину подстригать волосы, как краситься в пост, какие надевать украшения, а какие нет, каждая женщина должна установить для себя сама.
10. Грех — слушать музыку, читать светскую литературу, смотреть художественные фильмы
В пост мы стараемся не отвлекаться на всё внешнее. Если я стоял на каноне преподобного Андрея Критского, молился, думал о том, в чём хочу покаяться перед Богом, а потом пришёл домой и включил какой-нибудь развлекательный концерт, то откуда у меня возьмётся постовое настроение? В пост христиане стараются отказаться от телевизора, различных развлекательных программ, чтобы не нарушать своего душевного равновесия, но не потому что это плохо, или, наоборот, хорошо.
Что касается новостей, познавательных программ, я хочу всегда знать, что происходит в мире и у нас. Сейчас идёт война, к ней добавилась эпидемия. Каждый день издаются новые законы и распоряжения. Поэтому без новостей, оставаясь в современном обществе, прожить нельзя.
Можно отказаться от современной музыки, фильмов. Очень много фильмов, где бушуют страсти, течёт кровь, звучат непристойные шутки, много негатива. После такого фильма христианин будет ощущать себя в разбитом состоянии. Смотреть такое кино неполезно не только в пост, но и в остальное время. Однако есть фильмы добрые, спокойные, которые вызывают только положительные эмоции, пробуждают чувство любви, сострадания. Отчего бы не посмотреть вместе с семьёй такой фильм в вечер выходного дня?
То же можно говорить о музыке, литературе. Многие не могут прожить без музыки. Отчего бы в пост не послушать классику, современные симфонические концерты? Эта музыка не вызывает в душе негатива. Многие классические произведения создавались на церковную тематику, они способны настроить слушателя на молитвенный лад.
Читать духовную литературу в пост — это прекрасно, но не грех прочесть и что-то из русской классики, например. Классические художественные произведения — не развлекательное чтение. В них заложен глубокий смысл.
11. Запрещено смеяться, шутить и веселиться
Можно ли в пост шутить? Мы стараемся ограничить себя в душевных порывах, чтобы не впасть в грех. Но можно ли прожить свой день и не улыбнуться? Я всегда вспоминаю слова Христа: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18).
Я противник такого поста, когда человек ходит с мрачным видом и не реагирует на шутки или улыбку. Он свой пост всем показывает. Безусловно, не надо травить анекдоты или весёлые байки, но улыбнуться на чью-то шутку или сказать свою, но только добрую, — никакого греха здесь нет.
12. Зачатые в пост дети будут страдать
Неверно считать, что на детей, зачатых в пост, действует какое-то проклятие. Каждый ребёнок — чадо Божие, благословлённое Им. Вообще считать, что на ком-то может находиться проклятие, которое будет портить ему жизнь, значит лишать человека его свободной воли и возможности выбора, расписаться за Бога и стать судьёй вместо Него.
Тема супружеских отношений в пост поднималась неоднократно у святых отцов. Что делать, если жена верующая, а муж нет, или наоборот? Не будет ли так, что своим излишним воздержанием жена сама подтолкнёт мужа к греху прелюбодеяния? Моё мнение, как священника, — каждая семья должна выбрать для себя ту меру телесного поста, которую она может нести. Супружеские отношения освящены Самим Богом, поэтому они — дело сугубо внутрисемейное.
13. Дети и пожилые люди не должны поститься
Бывает разная мера поста. Мои дети дома постятся. Они не видят включённого телевизора, развлекательных шоу. В школе они едят всё, что там предлагают, если проголодаются. В каждой православной семье можно установить свою меру, в которой будет поститься ребёнок, если он захочет, — безусловно, без вреда для его здоровья. Когда я вижу ребёнка, который просвечивается насквозь, недокормлен, а его родители с упоением рассказывают, как он постится, мне становится его жалко. Это не пост, а пытка для ребёнка. И у меня большие сомнения, что когда он вырастет, он будет поститься.
14. От воздержания в пище исчезают страсти
В Великий пост каждый вступает с особым покаянным настроением, старается исправить свою жизнь. Но сказать, что страсти исчезают при этом, нельзя. Зачастую они даже больше обостряются. Мы отказываемся от привычного уклада жизни, и появляется больше искушений: хочется всего, в чём мы себя ограничиваем. В сердце и в душе происходит духовная борьба.
15. В пост нужно воздерживаться от греха, а в остальное время можно расслабиться и не следить за этим
Пост — концентрация наших духовных сил. Мы полностью концентрируемся на мыслях, поступках. Вне поста мы живём обычной жизнью, но в пост стараемся по максимуму проводить время с духовной пользой: меньше грешить, чаще прибегать к таинствам Исповеди и Святого Причащения. Но это не значит, что духовную борьбу нужно заканчивать вместе с постом.
Говорить о том, что затем мы должны расслабиться, а все совершённые грехи «замолить» следующим постом, неправильно. Наоборот, после поста мы восходим на новую духовную ступень, становимся лучше, чем были, чище, ближе к Богу. Если мы из поста ничего для себя не вынесли, не смогли избавиться ни от одной страсти или вредной привычки, ни у кого не попросили прощения и сами никого не простили, значит, мы постились зря. Пост должен дать духовный результат.
Записала Мария Цырлина