Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Владимир Шутов

Зачем Церковь напоминает нам об исцелении слепого?

Исцеление слепорожденногоПочему из года в год в Неделю 6-ю по Пасхе Церковь предлагает нам вспомнить исцеление слепого? Какие уроки современный человек может почерпнуть из этого евангельского эпизода? Разъясняет протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

Я перечитал главу Евангелия об исцелении слепого и вновь нашёл о чём задуматься, в очередной раз поражаясь глубине евангельских текстов, которые можно читать всю жизнь — и не начитаться. Мне хотелось бы поговорить о том, что исцелённый Христом слепец не имел зрения с рождения. Он никогда не видел солнечного света, лиц людей, которые его окружали. Жизнь в его понимании — это сплошной мрак, он не знал, что она может быть другой. И вот он прозрел, причём не просто так — его исцелил Сам Христос. Жизнь его навсегда изменилась.

 

Видящие слепцы

Человек, родившийся видящим, очень часто духовно такой же слепой, как и герой сегодняшнего евангельского чтения. Каждый из нас живёт и думает, что жизнь такая, какой мы её видим — а потом однажды в нашей жизни появляется Тот, Кто хочет показать нам другую жизнь, освещённую светом Божественной любви. Не потому, что мы лучше или добрее других, или какой-то подвиг совершили. Он хочет сделать это только потому, что любит нас. Господь по Своей любви даёт нам увидеть свет Истины, прикоснуться к нему — свету нетварному, дарующему неописуемую радость.

Если сравнить эти два состояния — до прозрения и после, — понимаешь, насколько был слеп. Ты знал, что можно иначе смотреть на мир, как это знал слепой, которому наверняка что-то описывали окружающие люди. Ты знал, что есть храмы, где совершают богослужения, есть те, кто зачем-то ходит в эти храмы. Духовному слепцу Церковь кажется чем-то связанным только с ограничениями, трудами, плачем, слезами… Это ощущение темноты. Когда же Господь прикоснётся к сердцу, понимаешь, что это радость и ещё раз радость.

 

На ладони у Христа

Всем надо найти возможность обрести духовное зрение и увидеть, что рядом с каждым из нас живёт Христос. Постоянно, каждый день, каждое мгновение. Его никто не видит, не чувствует, но ты знаешь, что Он здесь. В транспорте, в магазине, на работе — помнишь об этом. Когда захочется что-то приукрасить или начнёшь юлить, память о том, что Христос рядом, породит вопрос: «А Спаситель действовал бы так в этой ситуации?»

Постепенно человек осознаёт, что Христос не где-то в неведомых далях, а среди людей, со всей благодатью Своей. Окружает каждого из нас, руководит, помогает — а мы часто этого не замечаем. Даже просвещённые светом таинств — не замечаем. Пришли в воскресенье в храм — вот Он есть, а потом звучит последнее «аминь» — и нет Его: мы ушли в свой мир, Он остался в Своём. Хотя Господь никуда не уходит: Он создал этот мир и всегда пребывает в нём. Мы не видим этого. Ругаемся дома, спорим на приходах, что-то делим. Нам всё время чего-то не хватает. Может, нам не хватает радости общения с Господом Богом и желания прозреть?

Я хотел бы пожелать всем нам постараться обрести духовное зрение. Ощутить, что не только в храме, но на всех наших путях рядом пребывает Христос. Мы живём у Него на ладони, Он всё видит, всё чувствует, всё понимает. Его присутствие — это радость. Когда евангельский слепец после всех испытаний снова встретился со Христом, то воскликнул: «Верую!» — и поклонился Ему. Хочется, чтобы мы, верующие, осознали это и обратились ко Господу, сказали: «Верую, Господи!» — и тоже поклонились Ему. Хочется избавиться от суеты, от поражённости злобой, гневом, раздражением, своеволием. Господь исцеляет, общение с Ним даёт радость.

 

ПрозрениеНасколько очевидно прозрение?

Как понять, прозрел ты или нет? Думаю, что большинство из нас впадают в слепоту периодически, после чего происходит прозрение. Критерий прозрения — это любовь, сострадание, понимание человеческого горя. Одно из свойств любви — она не ищет своего. Когда ради блага другого человека, даже своего врага, жертвуешь чем-то дорогим.

Порой высота подвига святых кажется недостижимой, но Господь не только дела приемлет, но и намерения целует, как учит святитель Иоанн Златоуст. За доброе намерение, за попытку устоять и не уступать злу Господь дарует духовное прозрение. С каждым из нас бывает так: согрешил, впал в зло — погрузился во тьму. Через время — образумился, появилось желание выбраться на свет истинный. Для этого каждому из нас дано лекарство — покаяние, как брение, которое сделал Господь для исцеления слепого. Так что мы можем помочь открыть себе очи — для этого нужно упомянутое уже покаяние и признание своих ошибок. Да, это каждодневный, изнурительный труд, но и результат его велик.

Ещё один критерий прозрения — это радость. У верующего человека не должно быть печали. У Бога много обителей, Он ждёт нас. Надо подогревать себя мыслью о том, что нас любят — надо только делать шаги навстречу этой любви. Как о даровании веры мы молимся: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» — так и в вопросах любви станем молиться: «Помоги мне, Господи, научиться любить окружающий мир и моих близких! И помоги научиться любить врагов, как Ты любил», «Господи, исцели меня от гордости, гнева, раздражения! Пошли мне любовь!» И Господь будет подавать просимое.

 

Всё проще, чем мы думаем

Нельзя унывать. Нас должна поддерживать надежда. Мы стараемся расти и совершенствоваться, но надо понимать, что человеку не помогут стать лучше какие-то сухие обряды. Постоял в храме, поставил свечку, а зачем — непонятно. Так нельзя. Нужно общение с живым Богом. Когда ты устал, ложишься спать и не можешь прочитать ни одной молитвы — можно ведь сказать: «Господи, прости меня»? — можно! Если тебя попросили помолиться о ком-то, а ты не способен, как святые отцы, простаивать ночи в молитве — можно попросить: «Господи, помилуй этого человека»? — конечно! Это очень простые действия. Не надо закрываться от общения с Богом. Это общение — не сухое вычитывание молитв или правил. Когда мы говорим с Ним, то приобщаемся Его благодати. Она врачует, восполняет, меняет нас.

 

Семечки и юбки вместо Бога

В пост у меня спрашивают: «Батюшка, можно ли семечки есть?» Можно, отвечаю, а почему нет? «Так в них же подсолнечное масло, а в пост его нельзя!» Понимаете, что людей интересует? Предлагаешь просто поговорить о Боге — не всегда получается. А ведь очень важно понять: как ты Его ощущаешь? Когда обращаешься к Нему самыми простыми словами, наполняют ли сердце радость, тепло? Сколько людей не могут обратиться к Богу, потому что не знают, как и что говорить! Я много лет не имел этого общения и думал, что счастлив. А теперь прозрел и могу молиться, и это общение дарует мне радость.

Какое счастье — пообщаться с человеком о Боге, а не о длине юбки, еде или как поставить свечку! Эти вопросы со временем отпадут сами собой. По мере духовного взросления вы почувствуете, какой длины должна быть юбка и насколько сытной — постная еда.

Будем стараться соответствовать уровню, на который нас призвали. Будем учиться — и постепенно прозревать. Главное — иметь желание трудиться над собой. Да, наши молитвы несовершенны, но ведь каждый родитель с умилением слушает первые неумелые слова своего ребёнка. И когда тот научится грамотно общаться и красиво излагать свои мысли — разве скажет: «Вот, наконец-то я понимаю, что ты мне говоришь, а тот детский лепет был мне так неинтересен»? Конечно, нет, потому что родители любят и знают меру способностей своих детей на каждом этапе их развития. Так и Господь: как милостивый Отец, видит всё. Будем же помнить об этом — и избавляться от страхов и духовной слепоты.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Того, кто отдаёт себя Богу, Бог никогда никому не отдаст.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100