Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Владимир Шутов

Зачем читают Евангелие на богослужениях?

Чтение ЕвангелияПрактически за каждым богослужением в храме читается Евангелие. А зачем? Слушают ли его прихожане? Разве нельзя читать Священное Писание дома — что многие христиане и делают? Ответил протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

Давайте начнём со второго вопроса: слушает ли кто-то Евангелие в храме. Конечно, да! Если бы было не так, его не читали бы. Конечно, слушают не все, а те, кто слушает, не могут в полном объёме вместить, что слышат. Но если люди перестанут слушать Евангелие, мир в скором времени прекратит своё существование. Потому что только Евангелие учит тому, что мы должны любить Бога и ближних, и более того: любить не только своих друзей, но и врагов.

Почему Евангелие читают так часто? Конечно, можно сказать, что повторение — мать учения, и чем чаще повторять материал, тем лучше он усваивается. Но с духовной точки зрения суть, конечно, в другом. Священное Писание настолько глубокое и необъятное, что человеку может не хватить жизни, чтобы его постичь. Каждый раз, возвращаясь к нему, понимаешь, чувствуешь и переживаешь что-то новое. Это происходит потому, что Сам Господь открывает нам разум. Читая Священное Писание, человек понимает, зачем и для чего живёт, откуда взялся и к чему призван. Это необходимо, чтобы мы не задавали вопросов, которые беспокоили молодого Пушкина:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?

После ответа на эти вопросы митрополита Филарета (многие помнят эту знаменитую стихотворную переписку) поэт изменил своё отношение к жизни и Церкви. Прошли годы, и он написал совсем иные строки:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Я впервые прочитал Евангелие в двадцать шесть лет. Прочёл от корки до корки, как обычную книгу, буквально заставил себя усилием воли. Ничего не понял, не запомнил, но каждый раз, когда я его открывал, у меня всегда было такое щемящее ощущение в душе, которого я никогда не чувствовал раньше. Я опять и опять его искал, и радость от чтения Священного Писания не покидает меня до сих пор. В Евангелии говорится: «Рече Господь…» — то есть Он обращается ко всем нам, а значит, и ко мне. Он говорит, что не ушёл от нас, но отправился к Своему Отцу, чтобы подготовить нам новое жилище, где все мы будем вместе. Разве это не прекрасно? Как в нашем мятежном мире можно ещё утешить человека? Сам Господь мира трудится, чтобы человек успокоился в месте, где нет «ни болезней, ни слёз, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».

Евангелие в храмах читают часто ещё и по той причине, что с его страниц дышит любовь, которая в таком дефиците в нашем мире. Каждое слово Евангелия — это любовь. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3). А зачем всё начало быть, если Бог совершенный и Ему ничего не нужно? Он создал бытие ради меня, чтобы вызвать меня из тьмы кромешной. Он вызвал меня из небытия, вдохнул жизнь, даровал мне Свои образ и подобие и претерпел ради меня страшные крестные муки — чтобы подарить не только жизнь, но ещё и воскресение. Только в Евангелии об этом написано. Никакие психологи и психотерапевты, что там — даже самая любящая мама не утешит своего ребёнка так, как это сделает Священное Писание, потому что там — действие Духа Святого, там — любовь.

Церковь живёт словом Божьим, поэтому она не может не обращаться к нему на каждом богослужении. Это — основа, фундамент всего богослужебного круга, без которого ничего не может существовать.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Злоба не уничтожает злобы. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100