Официальный сайт

24 апреля 2022 г.

В пасхальную ночь митрополит Митрофан совершил богослужение в Богоявленском кафедральном соборе

Пасха Христова в ГорловкеВ ночь Светлого Христова Воскресения митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил полунощницу, пасхальную утреню, часы и Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужило духовенство соборного храма.

За богослужением пели хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова и молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук.

После полунощницы митрополит Митрофан возглавил пасхальный крестный ход, а на утрене прочитал огласительное слово на Святую Пасху святителя Иоанна Златоуста.

После евангельского чтения было зачитано Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

По окончании литургии владыка совершил молитву на освящение артоса и обратился к горожанам с поздравительным словом:

«В эту пасхальную ночь имею радость и честь приветствовать вас пасхальным приветствием, вечно живыми словами: Христос воскресе!

Нас сегодня не так много, как обычно бывает на Пасху. Людей пугали, что не нужно идти в храм, потому что опасно, но всегда есть такое количество верующих людей, которые всё равно придут, потому что захотят в пасхальную ночь в храме быть и молиться Богу, и с радостью встретят то, что их ожидает. Я благодарю вас за молитвы и за то, что сегодня мы вместе прославили Христа Воскресшего в этом святом храме, и благодарю Бога за то, что Он позволил нам совершить это торжество в мире и тишине. Даст Бог, и дальше мы будем так праздновать эти святые дни.

Пасха Христова — это величайшее событие, для которого недостаточно никаких слов. Каждый раз сердце по-новому отзывается на это торжество. Каждый раз мы по-новому воспринимаем и ощущаем то, что произошло тогда, и то, что происходит сегодня с нами.

Мы верим, что Пасха — это праздник Правды, Истины и Любви. Когда человек делает выбор и посвящает свою жизнь тому, чтобы этой Любви служить, Истине следовать и прославлять на земле Бога своими словами и поступками, ему бывает больно видеть ложь, неправду, торжество несправедливости и злобы. Иногда даже глубоко верующие люди впадают в уныние оттого, что видят, как преуспевает ложь и зло.

Давайте вспомним то, что мы слышали вчера в евангельском чтении. Очень умные люди, как им казалось, всё хорошо придумали, пришли к Пилату и сказали: „Мы вспомнили, как этот лжец говорил, что в третий день воскреснет. Давайте мы поставим стражу возле гроба, чтобы ночью его ученики не украли, чтобы мы убедились, что все его слова ложь, и всё, что он говорил и делал, закончится вместе с ним, а его мы уже убили“ (ср. Мф. 27:63-64). Лжецом они называли Спасителя.

Пилат им разрешил взять храмовую стражу, которая была верна им, и поставить возле гроба. Им казалось, что они всё предусмотрели. Но Истину нельзя победить, и то, что должно было послужить унижению Спасителя, послужило к Его прославлению, потому что стражники стали первыми свидетелями Его Воскресения.

Правду нельзя уничтожить, Истину нельзя победить, потому что Правда и Истина — это Сам Господь. И тот, кто служит Правде и Истине, пусть не смущается, если видит наглое, торжествующее, велеречивое, кажущееся значимым зло. Оно ничего не сможет сделать против Бога, Господь всё равно сильнее. Мы празднуем этот день как торжество Правды над ложью и говорим друг другу: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Так было тогда, так было много раз в истории, так будет и сегодня. Так будет и завтра, и в следующих поколениях.

Диавол — отец лжи. Он не стыдится даже Истину называть ложью, но он всегда бывает посрамлен, поэтому радуйтесь и веселитесь в эту светлую пасхальную ночь. Радуйтесь тому, что вы христиане, и тому, что вы прославляете Христа Воскресшего! Мы верим, что Правда и Истина сильнее любой лжи, и мы увидим торжество Истины и в этой жизни, и в жизни будущей.

Многие из нас помнят, какой была жизнь до войны. Мы знаем, какая жизнь во время войны и как мы по-разному праздновали Пасху в этот период. Я вам желаю, чтобы очень скоро наступило время после войны, чтобы мы могли насладиться миром, радостью и благодарностью Богу. С праздником ещё раз всех вас поздравляю! Христос воскресе!»

 

Фото протодиакона Михаила Ильчука

Светлое Христово ВоскресениеСветлое Христово Воскресение (Пасха) совершается по древнему иудейскому (лунному) календарю. Событие, произошедшее в этот день, настолько важно, что христиане старались сохранить его дату как можно точнее, несмотря на расхождения календарей — греческого солнечного и еврейского лунного. Пасха выпадает на период между 4 апреля и 8 мая. Она отмечается в первый воскресный день после весеннего полнолуния, случившегося после дня весеннего равноденствия.

Слово «Пасха» означает «избавление, исход». В Ветхозаветной Церкви это название носил праздник в честь чудесного избавления народа Божия от египетского рабства и, соответственно, идолослужения, к которому принуждали израильтян египтяне. Неслучайно Господь воскрес в день, когда Ветхозаветная Церковь вспоминала это событие. Пасха — это праздник нашего избавления через смерть и воскресение Христа от рабства греху, вечной духовной гибели. Поэтому нет праздника, который бы Церковь праздновала торжественнее и радостнее, чем Пасху.

Сегодня уже нет учёных, которые сомневаются в факте воскресения Христа — по современным подсчетам, число вполне надёжных свидетельств о Воскресении превышает 230, не считая Евангелия и других раннехристианских памятников письменности.

Очевидцами Воскресения стали не только жёны-мироносицы и апостолы, но также греки и римляне, случайно оказавшиеся в тот момент вблизи гробницы Спасителя. Среди них — чиновник Лабиритиос, личный биограф правителя Иудеи Гермизий, известный сирийский врач Ейшу, приближённый Понтия Пилата, казначей синедриона Маферкант и другие, оставившие свои письменные свидетельства. О воскресении Христа со слов очевидцев пишет также Иосиф Флавий в «Иудейских древностях».

Светлое Христово ВоскресениеВоскресение Христово — основное, важнейшее событие для человеческой истории. Страдания, смерть и воскресение — это то, ради чего Господь приходил на землю, через что совершилось наше спасение. Воскреснуть мог только Бог.

Весть о воскресении Христовом в пасхальные дни вновь и вновь свидетельствует об истинности христианской веры, о том, что для всех, кто последовал за Христом, уже нет смерти, и новая Жизнь была дана всем христианам в Таинстве Крещения. Поэтому этот праздник — не воспоминание чего-то, что когда-то случилось, а личная радость каждого верующего во Христа о полученном им от Бога даре вечной жизни. Христиане верят, что Своею смертью и воскресением Христос изменил саму природу смерти, сделав её переходом из временной жизни в жизнь вечную.

Это переживание было центром богослужебной жизни Церкви ещё с апостольских времён. Воскресение Христово праздновалось торжественно каждую неделю в течение года — в день, когда и произошло это событие, первый день после еврейской субботы, получивший название воскресенья.

Воскресение неотделимо от крестной смерти Спасителя, поэтому празднику предшествуют сорок дней поста и скорби, а также Страстная седмица, в каждый день которой вспоминаются события последних дней жизни Господа Иисуса Христа на земле. Цель такого продолжительного поста — помочь душе совершить покаяние и очиститься от грехов и страстей, чтобы праздник Воскресения Христова стал для неё не только воспоминанием об историческом событии, но и личным духовным опытом встречи с воскресшим Спасителем.

В Великую Субботу на Гробе Господнем в Иерусалиме происходит чудо схождения Благодатного огня. Оно повторяется из года в год накануне именно православной Пасхи, свидетельствуя всему миру об истинности Воскресения и исповедания христианской веры Православной Церковью. Благодатный огонь привозят в каждую Поместную Церковь и стремятся зажечь на каждом приходе.

Пасхальное богослужение всегда совершается ночью, в полночь — именно в то время, когда и произошло событие воскресения Спасителя. Цвет пасхального облачения — красный. В облачении этого цвета также совершаются службы мученикам. В Русской Церкви есть обычай в течение Пасхального канона на утрени семь раз менять цвета священнического облачения. Он связан с тем, что паломники Троице-Сергиевой Лавры к Пасхе дарили монастырю праздничные облачения разного цвета.

Светлое Христово ВоскресениеИз Троице-Сергиевой Лавры обычай распространился на всю Церковь. Семь разных цветов облачения символизируют, что праздник Пасхи вмещает в себя значение всех других праздников и превосходит их. Во многих храмах также есть обычай читать Евангелие (Ин 1:1–17) на нескольких языках — как знак того, что весть о Воскресении Христовом была проповедана среди всех народов.

Существует традиция освящать по окончании литургии пасхальные куличи и яйца. Обычай красить яйца на Пасху восходит к глубокой древности. По преданию, равноапостольная Мария Магдалина, которая первая встретила воскресшего Христа, пришла со словами «Христос воскрес!» к римскому императору Тиберию и поднесла ему в дар яйцо — символ рождающейся жизни. Император не поверил её словам и сказал, что скорее это яйцо станет красным, что и произошло.

Праздник Воскресения Христова длится 39 дней — ровно до праздника Вознесения. Вся неделя после Пасхи называется Светлой и представляет собой единое пасхальное богослужение.

Цитата дня

«

Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100