Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Димитрий Абросимов

В чём был замысел Бога и как расставание стало радостью?

ВознесениеТропарь и кондак — основные песнопения любого церковного праздника, кратко и ёмко рассказывающие о его сути. Многие знают тропари двунадесятых праздников наизусть, но не всегда понимают до конца, о чём они. Почему расстаться с любимым Учителем — это радость? Где теперь Христос? Что Он обещал нам? Тропарь и кондак Вознесения Господня толкует клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки священник Димитрий Абросимов.

Тропарь — краткое песнопение, в котором раскрывается сущность церковного праздника или прославляется святой.

Тропарь Вознесения, глас 4

Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением: яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Вознёсся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением, в том, что Ты — Сын Божий, Искупитель мира.

О чём этот тропарь? О том, что Иисус Христос вознёсся на Небо в славе и окружении святых ангелов и обрадовал Своих учеников. Апостолы Христовы должны были чувствовать скорбь от разлуки с Господом, возносящимся на Небо. Но Христос, обещая послать им Утешителя — Святого Духа, тем самым утешил их. Об этом Он не раз говорил во время Своего земного служения. Дух Святой сойдёт на учеников и крестит их Божественной благодатью. Это произошло, и в наше время мы вспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов как великий церковный праздник.

Часто и мы впадаем в уныние, в некое сомнение, чувствуем, что мы расстались со Христом и Он отошёл от нас, теряем ощущение близости и присутствия Бога в нашей жизни. Но тропарь праздника Вознесения напоминает нам, что Божественная благодать Святого Духа, обещанная нашим Спасителем, всё время присутствует с нами, она не отходит от нас — только если мы не теряем эту радость и надежду, которой были исполнены апостолы.

Последние слова тропаря вселяют уверенность в душу каждого верующего человека. Они о том, что Господь, дав обещание о ниспослании Святого Духа, Своим благословением уверил учеников в Своём Божестве и спасении мира. Это значит, что Господь о очередной раз подтверждает, что Он открыл дорогу к вечной радости для каждого — нужно только наше собственное старание и желание.

Кондак — вторая важная молитва праздника. Она рассказывает о том же человеке или событии, что и тропарь, но несколько подробнее. В кондаке раскрываются исторические или богословские причины поступков святых. Тропарь рассказывает о том, что случилось, а кондак — о том, почему это произошло.

Кондак Вознесения, глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознёсся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я — с вами и никто — против вас!».

Исполнение замысла о нашем спасении, о котором поётся в кондаке праздника, означает то, что Господь Иисус Христос всеми делами Своей земной жизни и Крестной смертью исполнил то, что было предначертано о нас в Предвечном Совете Божием, при творении мира.

Выражение «то, что на земле, соединил с небесным» означает, что Господь Иисус Христос Своей жизнью исполнив всё, что нужно для спасения человека, воссоединил Небо и землю, открыв возможность каждому человеку стать небожителем. Святые отцы говорят, что в этих словах заключён ещё более глубокий смысл: Господь по Своей непостижимой любви и милосердию к человеческому роду позволил, чтобы ещё на земле каждый человек мог соединиться с Ним благодатью Духа Святого, посредством участия в таинствах Церкви. Церковь Христова — островок Неба на этой земле.

Во второй части кондак дополняет и ещё более торжественно провозглашает основную мысль тропаря — о христианской надежде и уповании. После Своего вознесения на Небо Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознёсся от нас, мы не можем видеть Его телесными очами, но, по словам кондака праздника, Он пребывает «совсем не оставляя нас». Господь обещает верующим в Него и любящим Его: «Я — с вами и никто — против вас». Своим Вознесением Господь стал ещё ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне находится на земле не только Своим Божеством, но и Прославленным Телом в великом Таинстве Евхаристии, в котором все верующие приобщаются Его Тела и Крови.

Иисус Христос вознёсся с простёртыми в благословении руками. Апостолы и ученики, стоящие у Елеонской горы, представляли собой первую христианскую Церковь. Этот образ, запечатлённый на иконе и в песнопениях праздника Вознесения, полный любви и надежды, — знак и обетование того, что благословение Божие всегда пребывает в Церкви и будет хранить её вовеки.

Цитата дня

«

Христианское совершенство есть дар Божий, а не плод человеческого труда и подвига.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100