Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Архидиакон Дамаскин (Леонтьев)

Уроки Страстной седмицы: Великая Пятница

СветКаждая неделя Великого поста была посвящена раскрытию той или иной мысли, которую мы должны усвоить не только умом, но и сердцем. На Страстной седмице счёт идёт на дни. Церковь предлагает нам пережить события последних дней земной жизни Спасителя. Чему они нас учат? Вот что вынес для себя из богослужений Великой Пятницы клирик и регент хора Богоявленского кафедрального собора Горловки архидиакон Дамаскин (Леонтьев).

Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию, на Кресте пригвоздився, и копием прободся. Безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.
(Седален Утрени Великого Пятка)

События Великого Пятка — Страстной Пятницы — в жизни каждого верующего человека занимает особое место. Даже маловоцерковлённые люди знают об этом дне в истории человечества, в истории христианского мира. Некоторое время назад на западе вышел художественный фильм, в основу сюжета которого были положены евангельские события, рассказывающие о последних днях земной жизни Богочеловека. К сожалению, авторы увидели в Евангелии только человеческую составляющую этого поистине ужасающего злодеяния. И многие из нас больше обращают внимания на страдания Человека Иисуса, со слезами переживают во время богослужения те страшные события, с содроганием сердца смотрят на Распятие. Но давайте задумаемся: Кто и ради чего сегодня возносится на Крест?

Крестная Жертва во все времена вызывала самые противоречивые чувства в душах и умах людей. Апостол Павел в своём послании к Коринфянам говорит: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов — безумие» (1Кор. 1:23) Как же нам с вами понять этот «соблазн» и это «безумие»?

Подумаем вот о чем. Кто распинает Сына Божия? Воины? — Но они люди, исполняющие приказы, и скорее стали орудиями казни, как, например, Крест или гвозди. Пилат? — Но он приложил все усилия в защите Праведника и торжественно изъявил свое несогласие на Его убийство: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мф. 27:24). Народ? — Как мог он искать смерти Того, Которого старался воцарить? Первосвященники? Старейшины? Фарисеи? — Они признаются, что не имеют власти ни над чьею жизнию: «Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого» (Ин. 18:31). Предатель? — Он уже свидетельствовал в храме, что «предал кровь неповинную» (Мф. 27:4). Князь тьмы? — Он не мог коснуться даже жизни Иова.

Кто лучше, чем Сам Распинаемый, может знать распинателей? Что же мы слышим от Него Самого? — «Не ведят, что творят» (Лк. 23:34). Свет на истинную причину богоубийства проливает архиерей Каиафа, который говорит, что «лучше есть, если один человек умрет за люди» (Ин. 11:50). Выходит, что то, чего не хотели, не могли, не знали, совершилось теми самыми, которые не хотели, не могли, не знали. Но как? Как это понять?

У святителя Московского Филарета (Дроздова) мы находим такие строки: «Не лукавые рабы перехитряют Господа: Всеблагой Отец не щадит Сына, чтобы не погубить рабов лукавых. Не вражда земная ранит любовь небесную, — небесная любовь скрывается во вражду земную, чтобы смертию любви убить вражду, и распространить свет и жизнь любви сквозь тьму и сень смертную». А апостол и евангелист Лука даёт всем нам полный и исчерпывающий ответ на наше недоумение: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Таким образом любовь Отца Небесного через Сына распространяется на весь мир: любовь Единосущного Сына Божия вместе и восходит к Отцу Небесному, и нисходит к миру. Здесь мы видим глубочайшее основание и первоначальный внутренний смысл Креста. Он состоит из любви Сына Божия ко Всесвятому Отцу Его и любви к человечеству согрешившему.

Крест Христов. С человеческой точки зрения, это самое жестокое, безжалостное и несправедливое преступление в истории. Но апостол Иоанн Богослов открывает нам другую, Божественную точку зрения: единственным способом искупить нас всех от «клятвы законныя» был Крест. Через крестные страдания «безсмертие источил человеком» наш Спаситель.

Посещая в эти святые и великие дни храмы Божии, будем думать прежде всего о Любви, которая сегодня распинается ради нас.

Читайте также:

Уроки Страстной седмицы: понедельник и вторник

Уроки Страстной седмицы: Великая Среда

Уроки Страстной седмицы: Великий Четверг

 

Цитата дня

«

Если ты не миротворец, то не будь хотя любителем мятежа.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100