Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Владислав Шестаков

Уроки Страстной седмицы: понедельник и вторник

Фото Юрия Шмакова

Фото Юрия Шмакова

Каждая неделя Великого поста была посвящена раскрытию той или иной мысли, которую мы должны усвоить не только умом, но и сердцем. На Страстной седмице счёт идёт на дни. Церковь предлагает нам пережить события последних дней земной жизни Спасителя. Чему они нас учат? Вот что вынес для себя из богослужений Великого Понедельника и Великого Вторника священник Владислав Шестаков, клирик Крестовоздвиженского храма Горловки. 

— Все православные готовятся встретить самый большой праздник в году — Пасху. В этот день мы радуемся Светлому Христову Воскресению. Это торжество победы Христа над смертью.

Как известно, победа сама по себе не происходит: это плод тяжёлого труда и жертвы. Чтобы полностью осознать важность такой победы, нужно знать, какой ценой и благодаря кому она была достигнута. Всегда, когда мы говорим о каком-то важном событии, то вспоминаем его предысторию. По отношению к празднику Пасхи весь пост можно считать таким воспоминанием, а особенно его последнюю седмицу.

За неделю до Своего славного Воскресения Господь входит в Иерусалим, чтобы принести Себя в жертву за всё согрешившее человечество. Здесь начинается цепочка важнейших событий, которые приведут нас к празднику Пасхи. Но для того, чтобы полностью ощутить «вкус» пасхального торжества, нам нужно пройти весь путь Страстной седмицы за Христом. И не просто постоять где-то в сторонке, понаблюдать, а пережить это всё заново. Попробовать почувствовать то, что чувствовали, например, апостолы, думать о том, о чём думали они.

В этом нам должны помочь Священное Писание и богослужения в храме. Очень важно ничего не упустить. Каждое слово, каждый момент здесь имеет большое значение.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает историю ветхозаветного патриарха Иосифа. Этого человека из-за зависти родные братья продали работорговцам в Египет. Но Бог устроил его жизнь так, что он стал там самым важным после фараона человеком в государстве. Благодаря своему высокому положению, он спас от голодной смерти всех своих родных, в том числе и братьев. Этот ветхозаветный образ символизирует Христа, Который желает спасения каждому, независимо от нашего отношения к Нему.

Об этом отношении нам стоит задуматься. Не предаём ли мы Господа своей ненавистью и завистью? И вообще, хотим ли, чтобы Он нас спас? Для тех, кто этого действительно хочет, Церковь предлагает ещё один яркий образ. Это повествование о бесплодной смоковнице. Спаситель проклинает её за то, что, при всей пышности, она не имела на себе плодов.

Это, в первую очередь, было обличением для духовных вождей еврейского народа. При внешней напыщенности и красоте их внутренняя духовная жизнь была пустой и бесплодной. Для нас, идущих за Спасителем, это тоже напоминание взглянуть на свою жизнь изнутри. Мы часто пытаемся представить себя в глазах других хорошими и правильными, и даже сами иногда в это верим. Но что там, за красивыми зелёными и сочными листьями? Пустота? Для того чтобы избавиться от неё, нужно своё внутреннее духовное пространство чем-то заполнить. Но чем?

Ответ на этот вопрос содержится в притчах о десяти девах и о талантах, которые предлагаются нашему вниманию в Великий Вторник. В первой притче говорится о десяти девах, которые по восточному обычаю должны были со светильниками встречать жениха своей подруги. Светильники были наполнены маслом, как лампада.

Часть девушек по небрежности не запаслась им. Жених задерживался, и масло в светильниках заканчивалось. Непредусмотрительные девы вынуждены были пойти на рынок и купить его — а в это время пришёл жених, начался пир, и двери уже были закрыты для входящих. Из-за своей беспечности и небрежности те пять девушек, которые в притче названы неразумными, не смогли участвовать в торжестве.

Совершенно очевидно, что под маслом здесь подразумеваются добрые дела — то, чем мы должны наполнить светильник своей души. Мы идём за Спасителем, но с чем идём? Что можем преподнести Ему в дар? Именно добрые дела, которые Господь принимает как личную заслугу и о которых говорит: «…так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Эта притча перекликается по смыслу с повествованием и о Страшном Суде, где каждый получит оценку всех своих действий.

В духовной жизни мы также не можем останавливаться на достигнутом, здесь не может быть «почивания на лаврах». Христианин должен постоянно совершенствоваться. Об этом нам напоминает притча о талантах. Господь для духовной жизни каждому даёт те или иные способности, и наша задача — развивать их, направлять в нужное русло, к добру. Мы очень часто закапываем свои таланты в землю или используем их во вред себе или другим. Церковь в эти дни особенно призывает нас к духовному бодрствованию и правильному использованию дарованных нам способностей и сил.

Цитата дня

«

Прекрасное дело — знать заповеди и тщательно исполнять их; напротив того, стыдно читать и не выполнять, читать много и не делать.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100